Изображение
Просмотров: 5509   
Оцените: 3.8/4
Вера Анатольевна Тарасова
МОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ»
г. Барнаул

Споры об использовании интерактивных досок в учебном процессе то утихают, то возникают снова в разных сетевых педагогических сообществах. У интерактивных досок есть как защитники, так и противники. Одни утверждают, что интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики – наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее. Кроме этого, использование подготовленных учителем материалов для интерактивной доски экономит время на уроке, что в сегодняшних условиях является несомненным плюсом. Другие имеют совершенно противоположную точку зрения. Они убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на 3-5 уроков, а после этого становится им неинтересной. Есть мнение, что материал усваивается учениками лучше, если учитель пишет/рисует на доске одновременно со своими комментариями, а демонстрация на ИД, сопровождаемая объяснениями учителя, воспринимается гораздо хуже. Интересно и то, что противниками использования нового оборудования чаще всего выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.

Для меня вопроса «Интерактивная доска на уроке – это плюс или минус?» не существует. Несомненно – плюс. Я работаю с интерактивной доской более двух лет. В своей практике использую как компьютерные обучающие программы, так и создаю собственные презентации в ПО для интерактивной доски. Важно понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Овладеть коммуникативной компетенцией, используя иностранный язык, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Большое значение имеет применение учебных видеопрограмм и аутентичных видеофильмов. Необходимость использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку давно осознана обеими сторонами учебного процесса – и обучаемыми и обучающими. Эта форма учебной деятельности не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения. Ведь зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла. Верно утверждение, что видео по важности и целесообразности использования уступает только учителю - носителю языка. Не менее важно приобщить школьников к культурным ценностям народа – носителя языка, познакомить с особенностями материальной и духовной культуры народов других стран, их национальной психологией, традициями, обычаями и нормами поведения. Работая над страноведческой тематикой, необходимо уделять внимание не только воспитанию толерантного отношения к иноязычной культуре, но и формированию умения представлять свою собственную страну в условиях иноязычного межкультурного общения.

И здесь на помощь учителю приходят фильмы страноведческого содержания. Они являются бесценным материалом для обучения эффективной речевой коммуникации. Однако использование страноведческих видеоматериалов неизбежно вызывает вопросы относительно организации способов аудиторной работы с ними. В распоряжении учителя на сегодняшний день есть немного видеопрограмм, таких как "Opportunities in Britain”, снабженных руководством о том, что, как и когда уместнее делать с фильмом. Все остальное – это не учебные фильмы, к ним нет ни скрипта, ни заданий, ни рекомендаций по их использованию.

Поэтому возникла необходимость в создании учебного пособия по страноведению "A Different World”, где нами разработана методика работы со страноведческими фильмами "Opportunities in Britain”, "Discovering the USA” и "Welcome to Altay” с опорой на задания на интерактивной доске. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит. Чтобы помочь учащемуся лучше понять содержание видео, нами создан визуальный ряд интерактивных упражнений, которые выполняются учащимися до и после просмотра видео эпизодов. Учащиеся, работая над видео, уже не только видят и слышат, но еще и читают, проговаривают задания и содержание упражнений, выполняют интерактивные упражнения на доске, и в итоге участвуют в обсуждении увиденного, услышанного, проговоренного и прочитанного. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Данное методическое пособие представляет собой 3 модуля, соответствующие фильмам "Opportunities in Britain”, "Discovering the USA” и "Welcome to Alay”. Модуль "Discovering the USA” представлен двумя частями "Discovering America ” и "Washington, DC”.
Содержание каждого модуля включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик может выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы над творческими заданиями.

В каждом модуле создан ряд заданий на интерактивной доске, цель которых - помочь учащимся в понимании сюжета видео фильма и усвоении как можно большего количества учебного материала. Возможности интерактивной доски позволяют учащимся проверить правильность выполнения практически всех заданий, обсудить ошибки при их выполнении.

Алгоритм работы с видео материалом включает в себя следующие этапы:
1. просмотр видеосюжета в обычном режиме с последующим выполнением заданий, проверяющих понимание видео эпизода;
2. просмотр видеосюжета с предварительным обсуждением, направленным на предвосхищение содержания фильма;
3. просмотр эпизода с применением техники логической перегруппировки – упражнение, в основе которого лежит прием восстановления содержания.

При разработке заданий учебно-методического пособия учитывались языковая насыщенность, языковое содержание и языковой уровень видеоматериала, многие упражнения подготовлены в формате ЕГЭ.
Наиболее популярные виды упражнений пособия – упражнения на расширение заданного речевого запаса, упражнения на соотнесение видео эпизодов и их описания, упражнения на предвосхищение эпизода по опорным словам, упражнения на восстановление увиденного по опорным словам и выражениям, ответы на вопросы, верные – неверные утверждения, упражнения на подстановку, множественный выбор, завершение предложений или текста, исправление неточной информации, направляемая / свободная дискуссия, ролевые игры и др.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что видео поддержка совместно с возможностями интерактивной доски помогает решать важные задачи обучения иностранному языку. Применение данной методики позволяет учителю создать условия, позволяющие учащимся:
• повысить мотивацию в изучении иностранного языка;
• расширить кругозор и повысить уровень языковой подготовки используя незнакомый аутентичный материал;
• повысить творческую активность на уроке, испытать ситуацию успешности, осознать, что «я могу понимать» иноязычную аутентичную речь;
• повысить самооценку.

Практика показывает, что применение данной методики повышает эффективность педагогического процесса, способствуют его интенсификации и создает благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Литература
1. M. Hobbs, J.S. Keddle "Opportunities in Britain”, Video program,
Workbook, Pearson Education, LTD, 2004
2. "Discovering the USA”, документальный фильм серии «Video
visits», International video network
3. "Welcome to Altay”, документальный фильм, «Алтайфильм»,
2003г.
4. "Wikipedia”, the free encyclopedia,
http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page

Дата публикации: 01.02.2012 | Автор: Тарасова Вера Анатольевна VeraT6250
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar