Комментарии
Гость: Уважаемая Татьяна Александровна, благодарен Вам за то, что Вы подарили мне хоть какую-то надежду разыскать мою учительницу русского языка и литературы - Головину Марию Ивановну. Наш выпуск - 8-Б класса 1973 года школы № 72 (сейчас в этом здании на ул. Энергетиков, Институт экономики и права). Ели у Вас есть хоть какие-то координаты Марии Ивановны (телефон, адрес) прошу Вас сообщить мне. vorash58@mail.ru
С Благодарностью и Уважением Владимир Шаров.
Гость: Спасибо )) но когда ответы на тесты придут там 214 вопросов )))

Изображение
Просмотров: 3911   
Оцените: 5.0/3
Ларина Марина Евгеньевна (larinmarina@yandex.ru)
Федеральное Государственное Образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Рязанский колледж электроники»
(ФГОУ СПО «РКЭ»)



Современные стандарты профессионального образования направлены на формирование профессиональных компетенций. Компетентный специалист должен обладать не только суммой знаний и механическим владением профессиональных умений, но и уметь принимать решения, выбирать правильный путь, использовать собственные личностные качества, такие как целеустремленность, коммуникабельность, творчество, активность и другие. [2]

Существуют различные рекомендации по способам формирования и оценки компетенций, вопросам компетентностного образования посвящено множество трудов (Байденко В.И., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Шадриков В.Д. и др.). Использование современных информационных технологий играет не последнюю роль в формировании профессиональных компетенций. К занятию, направленному на формирование профессиональных компетенций выдвигаются следующие требования: наглядность, эмоциональность, яркость, смена видов деятельности, обеспечение активности учащегося, роль преподавателя как консультанта и организатора, выбор рациональных методов стимулирования и контроля. [1] В настоящее время, в условиях активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, многие из этих требований можно реализовать с использованием интерактивной доски.

Вопросам внедрения интерактивных технологий, демонстрационного оборудования, методического обеспечения преподавания технических дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях уделено значительно меньше внимания, чем реализации этих подходов в среднем образовании. В среднем и высшем профессиональном образовании чаще всего преобладают такие формы занятий как лекция, практическая работа, семинар. Недостаточная обеспеченность дисциплин профессионального образования учебниками, методическими рекомендациями, а зачастую и отсутствие примерных программ вызывает определенные трудности при преподавании. Кроме того, дисциплины, связанные с изучением компьютерных технологий, программным обеспечением не могут преподаваться только на сухих лекциях, с мелом и доской. Невозможно освоить многие азы компьютерной грамотности, установки, настройки программ, использования прикладных программ и т.д. записывая теорию в тетрадь. Большая часть таких умений формируются на практических работах, на которые зачастую по плану предусмотрено лишь 10-20% часов от дисциплины. К тому же компьютерные классы (кабинеты, лаборатории) могут быть заняты другим занятием в нужный момент. Кроме того, на практической индивидуальной работе снижается возможность контроля и пояснения затруднительных моментов, что ухудшает эффективность формирования необходимых умений.

При изучении некоторых тем просто невозможно изучение материала без видеодемонтраций и слайдов. Речь идет, например, о рассмотрении дорогостоящего оборудования, установок, диагностических комплексов или вопросов связанных со строением устройств небольших размеров. Затруднительно без дополнительной демонстрации рассмотреть особенности программного обеспечения, интернет-сервисов, настройки BIOS Setup.

Используя интерактивную доску на аудиторном занятии можно расширить возможности лекции и провести комбинированную форму занятия, на котором она будет выступать в качестве инструмента демонстрации наглядного материала, инструмента выполнения упражнений, а также для закрепления полученных знаний.

Однако активное внедрение интерактивной доски в указанном направлении сдерживается следующими факторами: нехватка готовых материалов, интерактивных курсов, недостаточная грамотность и заинтересованность преподавателя в создании собственных курсов, боязнь нового, ощущение сложности и непонятности, неправильное понимание возможностей доски и сведение её использования к просмотру учебных фильмов, зачастую не лучшего качества и содержания.

Основные направления использования интерактивной доски на технических дисциплинах, связанных с изучением компьютерных технологий:

1. Использовать видеоуроки (официальные учебные курсы, например, TeachPro, www.teachvideo.ru, Intuit или видеоролики, например на YouTube).
2. Создавать презентации в Microsoft Power Point и др. программах.
3. Создавать интерактивные уроки в специальных программах, поставляемых с интерактивными досками, например, к доске SmartBoard программное средство Smart Notebook.

4. Использовать интерактивные презентации, созданные другими преподавателями предметниками, которые выкладываются на различных сайтах интернет-сообществ (www.interaktiveboard.ru.)

5. Использование электронного варианта конспекта лекций, разработанного преподавателем, поможет при записи материалов студентами. При этом не требуется умение работать со специальными программами, однако уменьшается время на запись на доске темы урока, терминов, иностранных слов и аббревиатур.

6. Использование интерактивных обучающих курсов и модулей (Интерактивные курсы «Новая школа», учебные пособия с видеоуроками ИД «Питер», интерактивные курсы Teach Shop и др.). Общим недостатком многих курсов является низкая интерактивность, отсутствие средств контроля усвоения материала, невысокая наглядность при использовании на доске в связи с ориентацией многих курсов на индивидуальное изучение при работе с ПК.

7. Использование учебных модулей Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru). Модули на сайте классифицированы по специальностям и дисциплинам среднего профессионального образования. Учебный модуль состоит из частей: информационный блок, практический и контрольный. Однако они представлены не по всем вопросам необходимого курса и неудобны для применения с интерактивными досками: в большинстве информационных блоков материал не озвучивается диктором, а также не может быть прочитан студентами с рабочего места, так как оформлен не достаточно крупным шрифтом. Использование представленных практических модулей не всегда обосновано методически, так как чаще всего представляет собой набор действий в частью скриншота окна программы, что не дает полного представления об интерфейсе и представляет собой прерывистый информационный ряд. Работа с контрольным модулем желательна после изучения темы именно по представленному информационному модулю, так как многие вопросы сформулированы очень узко, по тексту информационного блока.

8. Использовать конструкторы для создания интерактивных курсов (CourseLab, Moodle, Microsoft LCDS). Такая среда позволяет преподавателю не имея навыков программирования оформить свои наработки, конспекты лекций, существующие презентации и тесты в единую оболочку. Созданный курс может быть сложной иерархической или линейной структуры, содержать текстовые и мультимедийные данные, использоваться при удаленном, дистанционном обучении.

9. Составление заданий по работе с программным продуктом, функциями операционной системы. При этом не требуется использование специальных программных средств для создания наглядного обучающего материала. Позволяет показать выполнение некоторых операций перед проведением самостоятельной практической работы на ПК.

Вот лишь немногие направления активного использования интерактивной доски при преподавании дисциплин компьютерной направленности специальностей среднего профессионального образования.
На комбинированных занятиях с использованием интерактивной доски возможно:

• активное участие студента в ходе освоения нового материала;
• просмотр нужных пунктов меню программ;
• выполнение разработанных преподавателем упражнений;
• проведение тестирования по вопросам или распределение понятий и объектов по категориям (используя возможности Drag and Drop);
• просмотр учебного видеоролика;
• запись нужных понятий с опорой на доску;

• защита собственного творческого проекта с подготовленным заранее материалом;
Это лишь немногие возможности, которые способствует формированию познавательной активности, мотивации студента, получению требуемых навыков и умений, улучшению наглядности, интенсификации проводимого занятия, что и является слагаемыми процесса формирования профессиональных компетенций.
При этом учитель (преподаватель) должен четко продумать структуру урока, чтобы не загромождать видеокурсами, не перегружать зрение учеников, найти достойный компромисс между лекционной частью с наглядными примерами и закрепительным этапом с упражнениями. Грамотно подобрать материал, учесть размер текста, качество изображений и т.д.

Литература
1. Профессиональная компетентность: аспекты формирования./ Под ред. Г.В. Белюзевой М., Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы.

Дата публикации: 21.12.2014 | Автор: Ларина Марина Евгеньевна larinmarina
Комментарии
Всего комментариев: 1
avatar
1 Ирина Александровна • 19:53, 15.03.2012
Спасибо за актуальную и очень важную статью. Наш колледж экономики и информационных технологий находится на этапе переоснащения учебного процесса. Нам очень сегодня интересно мнение коллег по поводу ИД и ее использования именно на занятиях по дисциплинам специального цикла. Замечательно и то, что в статье даны полезные ссылки.
Оставить свой комментарий о материале:
avatar