Изображение
Просмотров: 3624   
Оцените: 4.5/4

Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Формирование личностных УУД должно происходить на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она еще не достаточно разработана, не изучена до конца.

Определим содержание основных понятий рассматриваемой проблемы.

Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.

Термин «личностные УУД» используется в примерной ООП, наряду с другими видами УУД: регулятивными, познавательными и коммуникативными. Их назначение определяется следующим образом: «Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях». При этом назначение УУД описывается так: «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [9].

Личностные действия делятся на три блока:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация.

Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта и включает следующие компоненты: выделение морального содержания ситуации; ориентацию на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность ребенка увидеть ситуацию разрешения нормы с разных сторон; ориентацию на выделение, идентификацию мотивов, чувств и их осознание [58].

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, секции, кружки, круглые столы, конференции, КВНы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, олимпиады, поисковые и научные исследования и др.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [8].

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В нашей выпускной квалификационной работе эксперимент проводился на основе одного из блоков личностных УУД нравственно-этической ориентации. В своем исследовании мы выявили и обосновали педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации).

Первое условие: поэтапная организация формирования нравственно-этической ориентации. Наша система занятий, состоит из трех этапов:

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: знание моральных норм и умение выделять нравственные аспекты поведения.
  • «Хороший поступок». Цель: формирование умения соотносить поступки и события с моральными нормами и этическими принципами.
  • «Помогай окружающим людям». Цель: формирование умений ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Второе условие: формирование нравственно-этических ориентаций будет основано на формировании ценностей (гуманное отношение друг к другу, толерантность, готовность к сотрудничеству и дружбе, чувство прекрасного у младших школьников). В систему занятий включены упражнения, формирующие эти ценности.

Третье условие — включение в структуру занятий заданий требующих ситуационно-нравственного выбора и самостоятельного принятия решений. В основе этих заданий заложено познание другого человека и самого себя, умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Выявленные условия легли в основу создания системы занятий, которая разработана на материале пособия для учителей Е.А. Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе» [9].

Наша система занятий разработана на основе пособия для учителей Е.А. Сорокоумова «Уроки общения в начальной школе». Система занятий состоит из трех этапов и заключает в себе 16 занятий. Целью системы занятий является формирование нравственных чувств и нравственно-этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень сформированности нравственно-этической ориентации у детей после проведения формирующих занятий стал различным. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало больше на 3,6% (1 человек), чем детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий. Детей со среднем уровне стало больше на 10,7% (3 человека), детей с низким уровнем стало меньше на 14,3% (4 человека).

Анализ результатов исследования показал, что выявленные педагогические условия в организации внеурочных занятий с целью формирования личностных УУД (нравственно-этической ориентации) реализованная система занятий улучшила результаты экспериментальной группы.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологиии// Психология личности и образ жизни. –М., 1987.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова — М., 2010.
  3. Арутюнов Ю. С. Методологические вопросы деловых игр [Текст] / Ю.С.Арутюнов// Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн. -техн. школы-семинара. — Л., 1987. — С. 85.
  4. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура и основные направления его формирования/ Л.В. Ведерникова, О.Г. Бырдина, О.А. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал.-2015.-№ 2.-С.117-121.
  5. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука .- 2014. - № - №3. - С. 52-55.
  6. Литвиненко Е.А., Рыбальского В. И. Игровые занятия [Текст] / Под ред. Литвиненко Е. А. — Киев, 1985. — С. 16
  7. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001
  8. Подобин, А.Е.Массовые мероприятия организация и проведение [Текст]/ А.Е. Подобин// Нар.образование. – 2012 -№ 3. – С.2019-223.
  9. Поворознюк О.А. Совершенствование социальной компетентности школьников на основе гуманистических ценностей [Текст] /О.А. Поворознюк//XIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013.- С. 92-94.
  10. Поворознюк О.А. Ценностные основы совершенствования социальной компетентности школьников [Текст] /О.А. Поворознюк//XIX Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009.- С. 129-130.
  11. Поворознюк О.А., Талалаева И.Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования [Текст] / О.А. Поворознюк, И.Ю. Талалаева//Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014.-№5(17). С. 114-118.
  12. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992
  13. Селиванова, О.Г.Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности [Текст]/ О.Г. Селиванова//Нач. шк. – 2014.- №8.- С. 17-21.
  14. Сорокоумова Е.А «Уроки общения в начальной школе» [Текст] / Е.А.Сорокоумова // Метод. Пособие. – СПб.: АО «Мэрил», 1994.-16с.
  15. http://pedsovet.su/load/138-1-0-23376/
  16. http://podskazki.info/chuvstvo-prekrasnogo/
  17. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/eticheskaya-beseda.html

Об авторе: Мейрманова Жумагуль Серкпаевна, студентка 4 курса, ФГБУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в городе Ишиме. 


Дата публикации: 15.06.2015 | Автор: Мейрманова Жумагуль Серкпаевна Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar