Изображение
Просмотров: 2100   
Оцените: 0.0/0

Многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии показали, что учить младших школьников правописанию сложно. Связано это  и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем что,  дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить  логики правописания, и воспринимают  орфографию как набор  разрозненных, не связанных между собой правил. Помочь школьникам усвоить закономерность  и целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма. 

Письмо, являясь видом речи,  помогает человеку выражать свои мысли. Поэтому необходимо, чтобы общение, между пишущим и читающим было наиболее точным. Устная речь украшена интонацией, паузами , жестами, мимикой, а в письменной речи решению этой задачи помогает орфография.

Я считаю,  что уже в начальной школе  необходимо добиваться от ученика понимания роли правописания  как средства передачи мысли, Показать  ему значение орфографических правил для наиболее точного  оформления речи.  В этой работе могут помочь  те орфографические правила, которые имеют значение для общения. Это могут быть  правописание большой буквы.

Стараясь показать коммуникативную значимость орфограмм я подбирала упражнения, которые имели бы элемент занимательности, использование жизненных ситуаций  способствуют повышению уровня познавательной активности.

На примере написания заглавной буквы в именах собственных.
Предлагаю  ученикам поиграть в игру «Почта».    

Вниманию детей предлагается почтовый конверт с адресом, написанным без заглавной буквы.

Предлагаю детям выяснить, что есть название птицы орел, но с таким же названием есть и город, Орел, название улицы Зеленая, т.к.много деревьев, а Зайцева Соня – это фамилия и имя девочки.
-Автор письма не знает, какие слова нужно писать с заглавной буквы. Поможем отправителю правильно указать адрес, чтобы письмо, все- таки дошло до адресата.

-Смотрите,  Незнайка написал письмо и разрешил нам почитать его.

На доске текст:

«Здравствуй, соня!»

Как у тебя дела? Я живу весело. Очень хочу с тобой дружить. У меня есть шарик! Твой  незнайка»
Дети объясняют, что Незнайка- это имя мультипликационного персонажа, а  не человек, который ничего не знает,  пишет письмо девочки, которая любит спать.

- Что сообщает Незнайка Соне? Купил ли он воздушный шар или у него появился щенок по кличке Шарик.

Мальчик не знает правило.

-Как же разобраться?

-Смотрите, мы не все прочитали

«Шарик звонко лает».

Значит, речь идет о щенке.

Ребята повторяют правило и записывают  в тетрадях словосочетания: город Орел, улица Зеленая, девочка Зайцева Соня, мальчик Незнайка, щенок Шарик.

- Для чего нужно знать правило написания имен собственных?

-Наша письменная речь должна быть правильной и понятной.

Еще можно предложить такое задание:

У  сестренки М/м аргаритки подружка Р/р оза. Подружки решили  собрать букет цветов. В саду М/м аргаритка сорвала  Р/розу, а  Р/ р оза – красивую Л/л илию. Пришел братик В/в асилек и  принес с поля В/василек.
На примере правописания безударной гласной в корнеслова.
    
Закрепляя правило написания безударной гласной в корне слова, сообщаю детям, что правильное использование этого правила необходимо для понимания высказывания. 

Задание преподносится в виде игровой ситуации;

-Ребята, давайте поможем двум товарищам помириться.

Дело в том, что Петя  пришел в гости к Мише. Но его не оказалось дома. Тогда он написал ему записку:

«Петя, выходи вечером играть с мечом.»

Записка заранее написана на доске.

Вечером Миша пришел к Пете. У него в руках был игрушечный меч.

Петя возмутился:.

«Причем здесь меч?! Мы же будем играть в футбол.»    

«Ты же сам велел прийти с мечом»- рассердился Миша.

-Давайте поможем помириться друзьям.

Задавая вопросы:

-Почему получилась путаница? Кто неправильно  написал или неправильно понял.

Дети выясняют, что случилось недоразумение потому, что Петя не умеет пользоваться правилом. Прежде чем что-то написать, нужно подумать. Ведь неправильно написанная буква меняет весь смысл выражения.

Петя написал  «с мечом» подразумевая мяч - резиновый предмет для  игры в футбол, а буква «е» сыграла роковую ролю. « Приходи с мячом ( мяч -проверочное слово).

Следующее задание.

Предлагаю детям записать  два варианта предложения:

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку леса.

ИЛИ

Я еду в вагоне поезда, за окном вижу картинку лисы.  

Затем проверяем и выясняем, что увидели за окном поезда ученики, записавшие первый вариант, и записавшие второй вариант.

Вывод: знание правила написания безударной гласной в корне слова также важно, для точной, понятной и правильной письменной речи.

Задания с применением правила  написания звонких и глухих согласных в корне слова.

В процессе закрепления правила правописания звонких и глухих согласных в корне слова предлагаю выяснить, нужно ли соблюдать это правило при написании.

-Ребята, перед вами отрывок сочинения одного ученика, который рассказывает о своем летнем отдыхе:

«Летом я отдыхал у бабушки  в деревне. Там есть прут. Мы с ребятами сделали плод и спустили его в прут.»

-Понятно ли вам о чем рассказал мальчик? 

Как бы вы написали это сочинение.

Разбирает слова с ошибками и дети записывают их в тетрадь, подбирая проверочные слова.

Мы выяснили, что и это правило необходимо применять  при письме , для того чтобы точно выражать свои мысли.

По моему мнению, в процессе обучении важно показать младшему школьнику необходимость соблюдения орфограмм в повседневной жизни. 

Ребенок должен понять, что грамотная речь человека – это одно из достоинств личности. Общение может быть и при помощи письма. Дети должны знать , что лишь при соблюдении определенных правил  их письменная речь станет яркой, красочной и понятной другим людям.

Об авторе: Козко Наталья Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6"с. Спицевка Грачевского района Ставропольского края.


Дата публикации: 13.11.2015 | Автор: Козко Наталья Владимировна Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar