Изображение
Просмотров: 2789   
Оцените: 0.0/0

В Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Н. в квартиру одной из девочек, чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток, Н. выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых.

О проблеме насилия в школе и детском саду известно давно. В нашей стране детскую жестокость называют насилием или травлей, а в США этому явлению дано определение буллинг.

Буллинг – достаточно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного данное понятие преобразовалось в международный термин, включающий в себя ряд социальных, юридических, психологических и педагогических проблем. И хотя для русского человека этот термин новый, явление, которое он обозначает, представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующую тщательного изучения, так как именно ситуация межличностных отношений в школе во многом определяет личностное становление и развитие подростков.

В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование .

О проблеме буллинга долгое время умалчивали. О ней не говорили даже потому, что не было специального термина, так как слово «травля» с трудом можно отнести к терминам. Особенно остро вопрос буллинга встаёт в подростковом возрасте, потому что, усвоив определённые шаблоны поведения, подросток может следовать им всю свою жизнь. При этом негативная ситуация буллинга может закрепиться в качестве стиля поведения.

Несмотря на крайнюю значимость, проблема буллинга в отечественной литературе практически не освещена. В России даже на теоретическом уровне проблема буллинга не находит должного отражения в практике таких человековедческих специальностей как психология, медицина, педагогика, социальная педагогика и юриспруденция. При этом на Западе проблема буллинга – проблема номер один. В Скандинавии, например, проблема буллинга изучается особенно серьёзно. На высоком уровне эту проблему решают и в странах Евросоюза.

С 1905 года в печати стали появляться первые работы на тему школьной травли, пик которых пришёлся на конец сороковых годов XX века, но первые систематические исследования проблемы буллинга принадлежат скандинавским учёным, среди них: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд и др.

Д. Олвеус и на сегодняшний день остаётся одним из самых авторитетных исследователей данной проблемы. Среди британских исследователей нужно отметить В.Т. Ортона, Д.А. Лэйна, Д.П. Таттума, Е. Мунте.

Анализ современных зарубежных работ, посвящённых проблемам буллинга в образовательной среде, показывает необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена. Особого внимания требует факт дистанцирования школы и педагогов от проблемы буллинга, а также недостаточная осведомлённость педагогов о причинах и формах буллинга во взаимоотношениях между школьниками. Чаще всего, учителя не представляют масштабов распространения проблемы и не знают, как бороться с этим набирающим обороты явлением (D.Olweus).

Проблему насилия в образовательной среде на современном этапе разрабатывают такие исследователи как JI.C. Алексеева, И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Ф. Быковская, E.H. Волкова, Е.В. Гребенкин, И.О. Зиновьева, Е.Б. Лактионова, Н.Ф. Михайлова, Д. Пстрог и др.

В нашей стране мы отмечаем исследования, проведенные Ачитаевой И.Б., 2010; Глазман О., 2009. Проблему буллинга в своих публикациях раскрывают также отечественные психологи  Вишневская В.И., 2010; Кон И.С., 2006; Кутузова Д.А., 2007; Маланцева О., 2007; Стрельбицкая A.A., 2010; Файнштейн Е.И., 2010.

На наш взгляд, в ситуации буллинга личностным ресурсом, позволяющим совладать с трудной ситуацией, для старшеклассника может стать его жизнестойкость. Феномен жизнестойкости в последнее время вызывает повышенный интерес исследователей (JI.A. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз, Е.В. Бородкина, Л.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, O.A. Кузнецова, Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Л.А. Регуш, Р.И. Стецишин, Д.А. Циринг и др.). Тем не менее, на современном этапе мы отмечаем разрозненность представлений об этом явлении. Различные авторы отождествляют данное понятие с личностным адаптационным потенциалом (А.Г. Маклаков), личностным потенциалом (Д.А. Леонтьев), психологической устойчивостью личности (N. Garmezy, S.C. Funk, D.J. Wiebe, S. Ionesku). В теоретическом и эмпирическом плане проблема жизнестойкости старшеклассников не разработана. Тем более актуальным является изучение особенностей жизнестойкости и ее компонентов у старшеклассников в ситуации буллинга в образовательной среде.

Знание психологических характеристик старшеклассников, участников буллинга в современной образовательной среде, необходимо для совершенствования подходов к осуществлению мероприятий по нивелированию проявлений буллинга во взаимоотношениях между учащимися.

В последнее время жестокие отношения между учениками стали обычным делом. В каждой школе найдётся хотя бы один класс, где можно наблюдать ситуацию травли, преследования, запугивания. Конечно, решение проблемы буллинга требует участия всех субъектов образовательного процесса, но главная роль по разрешению таких ситуаций в школе отведена социальному педагогу. Как наиболее слабые члены общества, а в последние годы и наименее защищённые, дети первыми становятся жертвами жестокого обращения в семье, в учреждениях (особенно в районах военных действий), а через короткий промежуток времени с лихвой платят обществу жестокостью за жестокость.

Бесконечный порочный круг жестокости воспроизводится частично благодаря особенностям нашего менталитета. Мы не привыкли вслух говорить о жестоком обращении с детьми, распознавать жестокость во всех её обличьях, например, в авторитаризме общепринятого стиля воспитания или молчаливом допущении работы детей на улицах (попрошайничество, чистка стекол машин, игра на музыкальных инструментах в местах скопления туристов и т.п.), а главное, надеясь, что проблемы разрешатся сами собой, пытаться преодолеть или предотвратить жестокость.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы её организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, с его переосмысления профессиональных ценностей. Насилию в школе необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совместными целенаправленными усилиями всего педагогического коллектива, включающего активную позитивную позицию учеников и родителей.

Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики, и родители. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они сами изолируют себя от коллектива. Предание гласности имён виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по мнению педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного. Вместе с тем, предание гласности имён виновников ни в коем случае не должно оставаться единственной мерой. С агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы, включать их в коллективную творческую деятельность, чтобы у них была возможность интеграции в школьную жизнь.

Расширение профессионального самосознания педагога, формирование способности смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса, может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, направленных на профилактику насилия в школе.

В практику школьной жизни необходимо вводить интерактивные технологии, деловые и ролевые игры, психологические тренинги. При правильной организации любая совместная деятельность школьников и взрослых способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений. Диагностические исследования, проведенные по результатам применения некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков, цинизма и враждебности, склонности к риску.

Об авторе: Квитанцева Любовь Владимировна, учитель начальных классов, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14" города Выборга.

 


Дата публикации: 22.06.2015 | Автор: Квитанцева Любовь Владимировна Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar