Просмотров: 6424  |  Загрузок: 1127  
Оцените: 4.6/5
скачать

-Здравствуйте, садитесь.
-Начинаем наш уроке .
Мы продолжаем знакомство с типами химических реакций. Сегодня мы должны не только закрепить умения составлять уравнения химических реакций, но и предсказывать продукты реакции, анализируя результаты опытов и делая самостоятельные выводы. Тема нашего урока – «Реакции замещения».
- Для того чтобы правильно составить уравнение химической реакции нужно знать формулы веществ и классы, к которым эти вещества принадлежат.
- Какие классы сложных веществ вы знаете?
- Давайте на доске распределим следующие вещества по основным классам.
-Странным на первый взгляд делом занялся однажды английский физик и химик Генри Кавендиш: он стал пускать мыльные пузыри. Но вовсе не ради развлечения. Учёный ставил опыт.
Как-то Кавендиш заметил, что если железные опилки облить серной кислотой, выделяется много пузырьков газа. Но какого?
Учёный вывел его из сосуда по трубочкам. Газ был невидим и не имел запаха.
Тогда Кавендиш наполнил им мыльные пузыри. Они легко поднялись вверх. Значит, этот газ легче воздуха! Когда учёный поджёг газ, он загорелся голубоватым пламенем. Каведиш назвал новый газ горючим воздухом. Всё это произошло в 1766 г.
В 1787 г. Лавуазье получил этот газ из воды и дал ему имя - водород, то есть «рождающий воду».
Давайте посмотрим этот опыт, но только с другим металлом и кислотой.
Смешиваясь с кислородом воздуха, водород образует горючую взрывоопасную смесь.
В 1937 г. дирижабль, наполненный водородом, взорвался, и из 99 пассажиров, находящихся на нём, 48 человек погибли.
Как вы думаете, можно использовать водород в воздушных шарах и дирижаблях?
- Давайте запишем уравнение реакции получения водорода в лаборатории.
- Какие вещества вступали в реакцию?
- Какой газ выделился в результате реакции?. Какова его формула?
- Какой второй продукт реакции? Что образует металл и кислотный остаток?
Расставим коэффициенты.
-Какие по составу мы взяли вещества для реакции?
- Какие вещества образовались?
- Что произошло в результате реакции?
- Такие реакции называют реакциями замещения. Запишем определение в тетрадь.
- Для закрепления запишем аналогичную реакцию для алюминия и бромоводородной кислоты.
- А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения? Для решения этого вопроса можно воспользоваться узаконенной «шпаргалкой» - электрохимическим рядом напряжений металлов или, как его ещё называют, - рядом активности металлов. Этот ряд вы можете найти на форзаце учебника.
- Запишем первое правило ряда напряжений.
- Этот ряд имеет и ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей.
-Какие типы реакций вы уже знаете?
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие реакции называют реакциями замещения?
- Найдите химические реакции, которые иллюстрируют реакции замещения.
- А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого выполним самостоятельную работу, на которую вам даётся 7 минут.
- Спасибо за урок. Не забудьте записать домашнее задание.

Дата публикации: 21.04.2010
Автор:
Грошева Ирина Владимировна, giv_xim@mail.ru, МОУ Малодубенская СОШ Орехово-Зуевского района Московской области. Опубликовал: Ира
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar