Изображение
Просмотров: 3164  |  Загрузок: 482  
Оцените: 1.5/2
скачать

Цели занятия

Образовательные:
• повторить и обобщить знания учащихся о союзе как о служебной части речи;
• совершенствовать умение находить союзы в тексте, определять значение союзов, их роль в предложении;
• определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и простое с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них.

Развивающие:
• развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
• формировать коммуникативные компетенции;
• развивать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, культуру речи и общения.

Воспитательные:
• прививать интерес к русскому языку, языковой культуре, воспитывать гордость за свой язык;
• воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке в группах.

Оборудование: интерактивные материалы к уроку.

Цифровой образовательный ресурс можно использовать для формирования, закрепления и проверки знаний, умений, навыков учащихся при изучении темы «Союз».

№ п/п Ход занятия Скриншот
1 Организационный момент. Анонсирование темы занятия.

Прием «Волшебные чернила» (Слайд 1).
Учитель предлагает ученикам ответить, с какой частью речи ассоциируются у них слова «согласие», «сотворчество», «содружество», «соединение».
(Эта часть речи – союз, так как слово «союз» было образовано с помощью приставки съ, значение которой «соединять», «связывать».)

Учитель убирает закрашивание с помощью ластика, и ученики читают тему занятия.



2 Учитель объявляет цели занятия. (Слайд 2).

3 Повторение теоретических сведений.
Прием «Волшебные чернила». (Слайд 3).

Учитель:
– В русском языке есть самостоятельные и служебные части речи.
– Служебные части речи – это приставки, союзы, частицы.
– Верите ли вы, что служебные части речи изменяются? Нет, не верим!
– Верите ли вы, что служебные части речи не являются членами предложения?
Да, верим!

(Выделенные слова появляются на доске, когда учитель, по мере того как дети отвечают, убирает закрашивание фона с помощью ластика или перемещает фигуры.)



4 Определение вида союза по составу.
Прием «Воздушные шарики». (Слайд 4).
(Простые союзы: однако, или, когда, чтобы, если. Составные союзы: потому что, оттого что, как скоро, как будто, так как.)

Ученик определяет вид союза по составу, а затем проверяет себя, находя правильный ответ за лопнувшим воздушным шаром.
5 Словарная работа.
Прием «Волшебная труба». Используется функция доски «Перетаскивание объектов». (Слайд 5).

Ученики проверяют орфограммы в союзах, проводя союз с пропущенной орфограммой через трубу. На правой стороне страницы появляются союзы с правильным написанием.

6 Систематизация теоретических сведений.
Используется инструмент «Затенение экрана» («Шторка»). (Слайд 6).
Учитель:
– Прочитайте цитату из работы М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию»:
«Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают».
– Что «склеивают», связывают союзы?
(Однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного.)

Учитель открывает схемы предложений:
[ O и О ]. [ - = ], и [ - =].

7 Составление схем предложений, постановка запятых.
Используются функции доски «Написание маркером поверх выводимых на экран изображений», «Перетаскивание объектов», «Утилита множественного клонирования». (Слайд 7).
• Дверь хлопала и открывалась снова.
• Входили люди, и врывался пар.
• Звезды меркнут и гаснут.
• Прозрачный лес одни чернеет, и лес сквозь иней зеленеет.
Ученик подчеркивает грамматические основы в указанных предложениях, перетаскивает из корзин схемы простых и сложных предложений.



8 Определение групп сочинительных союзов.
Прием «Выползающая лента». Используется функция доски «Перетаскивание объектов». (Слайд 8).

• По пути нам попадались ели и сосны.
• По пути нам попадались ели или сосны.
• По пути нам попадались не ели, а сосны.

Ученик перетаскивает предложения с сочинительными союзами соответственно группе союза. Затем осуществляет проверку, вытягивая за стрелку правильный ответ.



9 Систематизация теоретических сведений. Сочинительные и подчинительные союзы.
Прием «Волшебные чернила». Используется инструмент «Затенение экрана» («Шторка»). (Слайд 9).
Учитель:
– Союзы – «объединители и связыватели».
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час…

– Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного.)
– Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного.)
На доске появляется схема сложноподчиненного предложения, когда учитель убирает закрашивание:
[ - = ], чтобы ( - =).
– Как называется сложное предложение с сочинительным союзом? (Сложносочиненное).
– Как называется сложное предложение с подчинительным союзом? (Сложноподчиненное).
Слово появляется на доске, когда учитель убирает закрашивание фона.





10 Составление схем сложных предложений, постановка запятых.
Используются функции доски «Написание маркером поверх выводимых на экран изображений», «Перетаскивание объектов», «Утилита множественного клонирования».
(Слайд 10).

• Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлекал внимания сторожей.
• Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.

Ученик подчеркивает грамматические основы в указанных предложениях, перетаскивает нужные схемы простых и сложных предложений.


11 Закрепление знаний о сочинительных и подчинительных союзах.
Прием «Кроссворд». Используются функции доски «Перетаскивание объектов», «Утилита множественного клонирования».
(Слайд 11).

По горизонтали. 1.Союз временной (когда).
2.Союз сравнительный (как).
3.Союз противительный (но).
4.Союз изъяснительный (что).
5.Союз условный (если).

По вертикали.
1.Одно из простых предложений в составе сложноподчиненного (главное).



12 Систематизация и обобщение изученного
о союзе.
Составление кластера «Союз».

Используются функции доски «Написание маркером поверх выводимых на экран изображений», «Перетаскивание объектов». (Слайды 12, 13).


13 Подведение итогов. Прием «Воздушные шарики». (Слайд 14).

Синквейн:
Ученики.
Старательные, думающие.
Анализируют, создают, учатся.
Работать с вами интересно!
Молодцы.

Список литературы

1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.//
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – 27-е изд., – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.: ил.
2. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224с.


Дата публикации: 17.09.2013
Автор:
Французенко Татьяна Николаевна, Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области «Назийский центр социальн. Опубликовал: ЗПР
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar