Просмотров: 12436  |  Загрузок: 1084  
Оцените: 4.3/3
скачать

Отрицательные местоимения
(конспект урока по русскому языку в 6 классе)

Серобабова Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского района Омской области
Цели:
1. Образовательная: повторить сведения об изученных ранее разрядах местоимений; закрепить правописание отрицательных местоимений; отработать практические навыки умения различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
2. Развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, речи и памяти.
3. Воспитательная: формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, диск с тестовыми материалами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами снова урок в необычной обстановке, мы продолжим знакомство с такой частью речи, как местоимение и таким чудом техники как интерактивная доска. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно и легко. Возьмите с собой правило: “Я знаю, я умею”. И тогда у вас все получится.
Вопросы теории:
- Что такое местоимение? Какое грамматическое значение имеет местоимение? Назовите разряды местоимений.
Слайд №1. Объявление темы урока. Целеполагание.
– Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (Ответы учащихся.)
2. Активизация ранее изученного материала.
Слайд 2. Задание: Найти третье лишнее.
На интерактивной доске расположено задание (группы слов закрыты с помощью функции «шторка»). Педагог открывает первую группу слов, дети работают с ней, потом вторую и т.д.
1. нас, вас, вам
2. тобой, их, ты
3. её, ей, ему
3. Орфографическая пятиминутка.
Слайд 3. Задание: Дети по очереди определяют слитно-раздельное написание слов, расположенных на слайде. Работают с доской, передвигая «НЕ» и устанавливая рядом с каждым словом (на НЕ установлена функция множественного клонирования):
не говоря, не освещены,
не сделано, не подходил,
неослабевающий, не получал,
неглубокая, нерешенные,
не договорившись, не найдет,
не распечатанная мною.
После того как работа выполнена, учитель открывает «шторку» и дети самостоятельно проверяют выполненную работу.
4. Беседа.
Мы не случайно с вами начали урок с определения написания слов, употребленных с частицей или приставкой НЕ, потому что сегодня мы будем учиться различать НЕ и НИ у местоимений и определять их слитное или раздельное написание
5. Исследование темы (постановка проблемы).
Слайд 4 (демонстрация статических изображений): Задание: Выберете правильный вариант написания отрицательных местоимений:
нечем или ничем, не с кем или ни с кем, нечего или ничего.
Можем ли мы выполнить задания, используя те знания, которые у нас есть? Их недостаточно, но проблема есть? (нужно решить задание) Как решить проблему? (дети предлагают варианты: посмотреть в учебнике, Интернете, спросить учителя и т.д.)
Слайд 5. Учитель переключает слайд, где графически обозначено правописание отрицательных местоимений. Дается новое задание (отражено на слайде).
Задание: Соблюдая поставленное ударение, прочитайте слова и сделайте вывод. От чего зависит написание отрицательных местоимений? (делают выводы, учитель помогает, направляет)
Учитель открывает «шторку» и дети выполняют задания.
Слайд 6. Задание: Запишите местоимения с глаголами (из орфографической разминки).
ничего не говоря, ничем не освещены, ни с кем не договорившись.
Как вы думаете, почему все местоимения с НИ? (есть отрицание с частицей НЕ, НИ усилительная частица, усиливает уже имеющееся отрицание).
Измените, словосочетания так, чтобы местоимения с НИ превратились в местоимения с НЕ. Что нужно для этого сделать? (поменять ударение и убрать отрицание при главном слове).
6. Повторение и закрепление полученных знаний:
Работа с диском [3] (электронное приложение). Задания с автоматизированной функцией правильного ответа. Задания из раздела «Местоимение».
Задание: Установи соответствие № 1-8 – повторение ранее изученного материала.
Дети работают с интерактивной доской (все дети по одному выходят к доске, решают задания – работа дополнительно заменяет физкультминутку).
Работа в тетради: объяснительный диктант.
Ничем не удивишь, появился у него, наслаждаться свежим воздухом, встретишь кого-нибудь, ни о чем не догадывался, подарил ему, не причинять никому зла, прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, никого не касался.
Задание: Составьте с любыми словосочетаниями предложения.
Работа с диском [3] – электронное приложение. Задание № 9 - закрепление изученного материала.
Разбить словосочетания с местоимениями на группы в зависимости от правописания (слитно, раздельно, через дефис).
Дети работают с доской (перетаскивают словосочетания).
Слайд 7. Самостоятельная работа (демонстрация текста на доске).
Выпишите из текста все местоимения и определите разряд.
Учитель
7. Итог урока. Оценивание учащихся.
Оцените свою работу на уроке. Подсчет заработанных баллов, перевод в оценку.
Слайд 8. Домашнее задание (демонстрация на доске) (на выбор):
1. Сочинить стихотворение, используя в нем отрицательные местоимения;
2. Написать наставление, как вести себя в школе, используя разные разряды местоимений.
3. Упр. в учебнике.

Перечень используемых источников:
1. Русский язык. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2009
2. Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). II полугодие/составитель О.А. Финтисова. – Волгоград: учитель, 2009.
3. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс. Тесты, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт-сост. И.Н. Дубовец и др. – М.: Планета, 2011
4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» /М.М. Разумовская и др. – М.: Дрофа, 2009
5. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. / Е.В. Перова, А.В. Кудинова – М.: Издательство «Экзамен», 2011

Дата публикации: 28.12.2012
Автор:
Серобабова Анна Александровна, МКОУ "Кейзесская СОШ". Опубликовал: seraa
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar