Просмотров: 5418  |  Загрузок: 0  
Оцените: 5.0/1

Одной из ключевых компетенций, которые выделил Совет Европы является компетенция, касающаяся владения устным и письменным общением. А одним из базовых навыков письменного общения является каллиграфический навык. Проблема формирования каллиграфического навыка актуальна в начальной школе .Плохо пишущие дети беспокоят учителя, родителей. Умение аккуратно выполнять работу- это одно из правил каллиграфии. Таким образом, неразборчивость почерка становится существенной преградой на пути полноценного использования письма в качестве общения.

Трудная задача стоит перед учителем в первом классе — научить ребенка чисто и красиво писать. Поэтому я искала ту форму объяснения написания букв и их соединений, которая была бы понятна и доступна для ребят. Мною была изучена и апробирована методика В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» или «Письмо с открытыми правилами».

В чём же секрет письма? Вера Александровна, анализируя работы своих учащихся, пришла к выводу, что сложнее написать те элементы букв, где присутствует овал. По возможности его и постаралась заменить прямой линией, оставив овалы только в верхней части буквы. Остовом в обучении по письму В.А. Илюхиной является буква И.

Обучение письму начинается в «Прописи» и продолжается на уроках русского языка в тетрадях по «Чистописанию». Формирование каллиграфического навыка продолжается с 1-ого по 4-ый класс. На одном из первых собраний знакомлю родителей с методикой В.А. Илюхиной. Тем самым приобщая их к совместному обучению.

Система работы в прописях выстроена следующим образом. Важными и значимыми считаются первые 2-3 урока, когда открывается детям алгоритм письма. В сказочной форме происходит знакомство с 6-ю «воротцами» алгоритма и гномиком «Секретиком».

 Основной алгоритм письма буквы И заключается в следующем:

  1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
  2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчёта в написание букв, слов).
  3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
  4. Письмо крючковой линии до середины строки.(Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
  5. Письмо «секрета», т.е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней её линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
  6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем секрет».)
  7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия.)

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил чёткого письма.

Как уже было сказано буква И является основой для написания многих букв а, м, щ, ч и т.д.- это придворные Королевы И. Далее дети с Королевой и отправляются в страну Букволандию, где их ждут удивительные превращения, преодоление препятствий.

Ребята с большим интересом находят все элементы соединений: «V»- гнёздышко, «.»- шалашик, « - « - середина. При прохождении новой буквы, ученики проговаривают её алгоритм.

Отрабатывать знание названий элементов помогают как репродуктивные, так и продуктивные упражнения. Например: диктовка элементов букв и их соединений. Основная задача данного упражнения приучить детей чётко выполнять задания, слышать учителя с одного раза, ибо, сбившись на середине, букву очень трудно записать.

Упражнение «Найди ошибку» направлено не только на проверку каллиграфического навыка, но и на развитие внимания. На доске записано слово с каллиграфическими ошибками в написании букв и их соединений, учащимся нужно найти неверно написанные элементы и доказать ,почему они считают это ошибкой.

Кроме того, в «Прописях» много занимательных заданий: игра «Угадай букву» (узнать и дописать букву), «Восстанови слово», «Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (на слух отгадай букву). Интересно построена работа с «Лентой букв» : обведи букву, которую учились писать или обведи буквы, которые умеешь писать назови соседей новой буквы.

В моём классе учатся мальчик и девочка, которые пишут левой рукой. Удивительно, но их тетради ничем не отличаются от тетрадей праворуких детей.

Таким образом, авторская технология «Письмо с открытыми правилами» помогла мне не только получить хорошее качество работ учащихся, но и помогает развитию внимания, памяти, письменной и устной речи.

Красивое письмо- это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребёнка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.



Дата публикации: 11.08.2015
Автор:
Андронова Любовь Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ с УИОП № 89 г.о.Тольятти. Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar