Просмотров: 1854  |  Загрузок: 211  
Оцените: 0.0/0
скачать

Урок – исследование.

Тема урока: «Краснодар - Екатеринодар».

«Без прошлого
нет будущего»

Цель урока:
1. Патриотическое воспитание молодёжи;
2. Формирование чувства ответственности за сохранение исторического наследия.
Задачи урока:
1. Расширить познания учащихся в истории родного города;
2. Сформировать целостное, многогранное представление о возникновении названия нашего города;
3. Формировать осмысленное восприятие исторических фактов;
4. Воспитывать любовь к истории малой Родины.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, информационные материалы о памятниках истории.
Форма проведения урока: урок - исследование;
План урока:
1. Зачитывание докладов по заранее подготовленным темам.
• Политическая деятельность императрицы Екатерины II;
Основание города Екатеринодара;
• Святая покровительница;
• Свято – Екатерининский собор;
• Улица Екатерининская;
• Современное название города;
• Восстановление памятников.
2. Дискуссия между группами о достоинствах и недостатках старого и нового названий города.
3. Подведение итогов.
Основные понятия: великомученик, регалии, святые, собор.
Выдающиеся имена: Екатерина Великая, великомученица Екатерина, Микешин М.О., Мальгерб И.К., Аполлонов А.А.

Ход урока:
Слайд 1,2.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
Тема нашего урока: «Екатеринодар - Краснодар». Сегодня мы будем исследовать связь имён Екатерины Великой и Великомученицы Екатерины в истории названия нашего города.

Слайд 3.
Слово учителя:
Мы рассмотрим историю возникновения города и вспомним о его святой покровительнице. Как Вам известно, наш город имел два имени. Однако мотивов его наименования существует гораздо больше.
Мы с вами рассмотрим основные.

Слайд 4.
Слово учителя:
Екатеринодар.
«Екатерина», «дар» -
Прекрасные слова,
Сольются вместе
И услышишь снова
Названье города,
Прожившего века,
Прекрасно названного,
Но не сбережённого.
А память всё ж живет в наших сердцах,
Ведь правда не теряется в веках…
Фесенко И.Н.

Слайд 5.
Слово учителя.
Прошу записать в ваши тетради название темы и указанные на слайде термины (учащиеся записывают с устным комментарием учителя).

Словарь:
Великомученик – христианский мученик, претерпевший особенно тяжёлые страдания за веру;
Регалии – ценные предметы, войсковые знаки отличия, атрибуты власти;
Святые – особо чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры;
Собор – главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, епископ и др.), или большой храм.

А теперь предлагаю заслушать подготовленные учениками исторические справки. Первая справка о политической деятельности Екатерины II.

Информация для учителя.
ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-96), российская императрица (с 1762). Немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. С 1744 — в России. С 1745 жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию (Г. Г. и А. Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-69. При ней произошла Крестьянская война 1773-75. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном м., были присоединены Сев. Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Вост. Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».
* * *
ЕКАТЕРИНА II Алексеевна (урожд. София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) [21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин — 6 (17) ноября 1796, Санкт-Петербург], российская императрица (с 1762-96).
Происхождение, воспитание и образование
Екатерина, дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745.
Жизнь в России до вступления на престол
Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. В начале 1750-х гг. Екатерина завела роман с гвардейским офицером С. В. Салтыковым, а в 1754 родила сына, будущего императора Павла I, однако слухи о том, что Салтыков был отцом Павла, не имеют под собой оснований. Во второй половине 1750-х гг. у Екатерины был роман с польским дипломатом С. Понятовским (впоследствии король Станислав Август), а в начале 1760-х гг. с Г. Г. Орловым, от которого она родила в 1762 сына Алексея, получившего фамилию Бобринский. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Вступление на престол
В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.
Характер и образ правления
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Отношение к религии и крестьянскому вопросу
Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестанские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.
Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.
Внутренняя политика
Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.
После окончания русско-турецкой войны 1768-74 и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917. В 1785 Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I.

Первый докладчик.
Слайд 6.
Императрица Екатерина II.
Учащийся зачитывает историческую справку, подготовленную заранее (краткие биографические сведения)
.
Слайд 7.
Закрепление России на Чёрном море.

Слайд 8.
Начало освоения Кубани.

Слайд 9.
Возникновение войскового города.

Слайд 10.
«Дар Екатерины».
Комментарий учителя и дополнения учащихся.

Второй докладчик.

Слайд 11.
Святая Екатерина - покровительница нашего города.
Учащийся зачитывает историческую справку, подготовленную заранее, о святой великомученице Екатерине.

Слайд 12.
Житие святой Екатерины.

Информация для учителя.
Ежегодно 7 декабря Русская православная церковь отмечает День Святой Великомученицы Екатерины.
Открыв православный календарь или православную энциклопедию, мы прочитаем:
«Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимиана в городе Александрии, буквально за 10 - 15 лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи. Как отмечают агиографы, т. е. составители житий святых, она была удивительно красива и славилась по всей Александрии своею премудростью. Уже к восемнадцати годам Екатерина в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей и древних стихотворцев и философов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она также изучала сочинения и знаменитейших врачей того времени, таких, как Асклепий, Гиппократ и Галин. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям.
Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Святой Екатерине открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.
Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.
В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дар Небесного Жениха.
В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимиан. Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина пошла к главному жрецу – императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами. Они уверовали во Христа и были сожжены.
Максимиан попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали.
На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимиан вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу – и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача».
«Произошло это между 303 и 315 годами.
Из раны святой вместо крови истекло молоко». Так говорится в православной энциклопедии.
Мощи святой Екатерины были с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря. В 1461 году Екатерина была канонизирована и причислена к лику Святых.
С тех давних пор в День 7 декабря (24 ноября по ст. силю) память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью.
Она известна и почитаема, прежде всего, своей внутренней духовной красотой, непреклонной верой в Бога, смирением, благочестием и целомудрием. Неслучайно верующие православные, приходя в Храм, просят у Святой Великомученицы Екатерины помощи в спасении души.
Изображения святых мучеников и мучениц получили необычайную популярность в искусстве второй половины XVI – XVII веков, поскольку эти святые представляли некий образец, совершенный пример самоотверженности и твердости в христианской вере.
Итальянские, фламандские, немецкие художники Караваджо, Тициан, Веронезе, Рубенс, Лукас Кранах Старший и другие изображали на своих полотнах Святую Великомученицу Екатерину.
Известные художники России Владимир Боровиковский, Фёдор Бруни так же запечатлели образ Святой Екатерины. Перед зрителями предстает дева, прославившаяся своей мудростью обратившая в христианскую веру многих язычников.
У Владимира Боровиковского Екатерина изображена в короне и горностаевой мантии, что указывает на ее царское происхождение, с пальмовой ветвью мученицы в руках. У ног Екатерины - меч, которым она была казнена.
В честь Святой Екатерины созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как «всегда чистая».
Святая великомученица Екатерина покровительствует городу, в котором мы живем. Она является хранительницей Кубани и кубанских казаков. Мало кому известно, что в День Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы Екатеринодара, до 1912 года отмечался День города.

Слайд 13.
7 декабря - день памяти святой великомученицы Екатерины.

Слайд 14.
Тайна имени.
Комментарий учителя, дополнения учащихся.
Слайды 15 – 17.
Свято – Екатерининский Кафедральный собор.
Слово учителя.
Одним из символов краевого центра является Свято-Екатерининский кафедральный собор – главный православный Собор Краснодара и всего Краснодарского края.
Краснодарцам почти неизвестен тот факт, что в нашем городе было два храма, носящего имя Святой Екатерины. Запорожцы и их наследники черноморцы отличались особенной религиозностью, поэтому с первых дней жизни на Кубани казаки приложили все усилия к строительству храмов.
Еще шла Отечественная война с французами, когда 17 марта 1813 года в столице Кубани было решено построить новые церкви, среди которых была церковь Святой Екатерины. В войсковое правительство было подано прошение протоиерея Кирилла Россинского о «разрешении на построение храма св. Екатерины». Храм строили всем миром.
«Горожане вносили пожертвования лесом, хлебом и деньгами, и в 1814 году новая церковь святой Екатерины была освящена». Располагалась она на месте монастырского двора на Екатерининской площади и состояла в ведении Воскресенского собора. Работа была выполнена в срок и добротно, иначе бы церковь не простояла бы здесь 100 лет.
К концу XIX века небольшой деревянный храм был признан реликвией, и правительство Кубанской области постановило возвести для прихожан рядом со старым новый каменный собор.
В мае 1898 года строительная комиссия под председательством городского головы В.С. Климова поручила архитектору Ивану Климентьевичу Мальгербу составить проект Семипрестольного собора Святой Екатерины.
Свято-Екатерининский Кафедральный Собор – крупнейший ныне православный храм – был также построен на пожертвования местного населения. Помогали все: от войскового старшины Якова Бурсака, внесшего три сотни, до рядового казака Знака, отдавшего последние два рубля на благое дело. Строительство этого храма продолжалось четырнадцать лет.
Екатерининский собор стал главным екатеринодарским храмом. В обиходе его именовали Красным собором. В нижней части имелись усыпальницы. 3 апреля 1919 года в усыпальнице Екатерининского собора был перезахоронен последний дореволюционный атаман Кубанского казачьего войска М. П. Быбыч, казненный большевиками в 1918 году.
В марте 1914 года Екатеринодар услышал звон колоколов собора св. Екатерины. Старожилы с восторгом вспоминают их «серебряный голос», слышимый во всех концах города.
Горожане наслаждались их музыкой до начала 30-х годов XX века, когда по приказу властей «серебряные голоса» превратились в медный расплав. В это же время Свято-Екатерининский собор закрыли, заменив пищу духовную – физической, то бишь зерном. Храм использовался в качестве зернохранилища до 1942-го года.
Ныне Семипрестольный собор – величественен и красив. Это самый большой храм на Кубани, вмещающий четыре тысячи человек.
Он именуется Свято-Екатерининским Собором, освященным в честь святой покровительницы Екатеринодара – Святой Великомученицы Екатерины.
Свято-Екатерининский Собор является кафедральным, где можно послушать мудрое слово Преосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского. Храм поистине служит украшением города и является одним из его духовных центров. В соборе хранится уникальная икона Казанской Божьей Матери и мощи Святой Мученицы Екатерины - покровительницы всего Кубанского края.
А что же сталось с прежней церковью св. Екатерины?
В 1914 году она была перенесена с Екатерининской площади в район садов (п. Калинина). К сожалению, до нашего времени она не сохранилась, сгорела в 1978 году.

Слайд 18.
Улица Екатерининская.
Слово учителя.

С именем святой Екатерины связана одна из улиц нашего города.
«Она называлась Екатерининской и получила свое название по смежной с ней Екатерининской площади (где сейчас кафедральный собор), которая в свою очередь получила название по возведенной на ней в 1914 году церкви св. Екатерины. В 1920 году в числе первых семи переименованных улиц оказалась и Екатерининская: она стала Пролетарской». Но на этом цепь переименований не закончилась.
В 1950 году, в связи с началом войны в Корее, во всех странах активизировалась борьба народов за мир. И в декабре 1951 года в Краснодаре по решению I краевой конференции сторонников мира улицу Пролетарскую переименовали в улицу Мира.
Сегодня она знакома большинству современных краснодарцев благодаря бутикам, модным магазинам и другим признакам современной цивилизации.
Но в прошедших столетиях все было совсем по-другому. Какой же была эта улица в делёком прошлом, в бытность своего первого названия? Официального названия улица не имела. Народ между собой называл ее Екатерининской, по имени расположенного на ней кафедрального собора святой Екатерины, покровительницы города. Это название так прижилось, что в итоге стало официальным.
Для населения Екатеринодара эта улица имела большое значение. Именно здесь горожане впервые увидели императора Александра III, приехавшего в столицу Кубани с деловым визитом. По ней через Царские ворота проезжали атаманы и высокопоставленные чиновники. По словам кубанских историков, Екатерининская никогда не считалась центральной. По ней не прогуливались, как, например, по Красной. Но в экономической жизни края она играла заметную роль. Именно здесь появился первый трамвайный парк и рынок.

Третий докладчик.
Учащийся зачитывает краткую историческую справку.

Слайд 19.
Екатеринодар – Краснодар.

С окончательным установлением власти большевиков в 1920 году Екатеринодар был переименован в Краснодар, т.е. «дар Красной армии». Многие жители столицы Кубани ассоциируют название города Краснодар с древнерусским этнонимом «красный» - красивый. Советская идеология ушла, а название осталось.

Слайд 20.
Современный Краснодар.
Расцвела столица Кубани в последние годы! Преобразились не только фасады зданий, тротуары и клумбы, стали чище и богаче души горожан. Верное тому докозательство – возрождение утраченного памятника императрице Екатерине II , восстановление собора во имя Святого и Благоверного князя Александра Невского.

Слайд 21.
Восстановление памятника Екатерине II – соединение разорванной связи времен.
История создания памятника Екатерине ІІ
В 1888 году офицер Кубанского казачьего войска, археолог, историк, краевед Е.Д. Фелицын предложил в ознаменование 100-летия переселения казаков на Кубань, воздвигнуть памятник императрице Екатерине II. Идея эта была поддержана, а вскоре и получено разрешение «соорудить памятник на войсковой счет».
Автор – художник и скульптор М.О. Микешин. Возводили памятник на пожертвования горожан. Монумент был открыт 6 мая 1907 года. Думали на века. Но в 1920 году памятник разобрали. Сначала его фрагменты были переданы в музей на хранение, а затем и вовсе отданы в металлолом. 8.09.2006 г. – возрождение памятника.

Комментарий учителя, дополнения учащихся.

Слайд 22.
Станет ли вновь кубанская столица градом Екатерины?

Поутихшая было дискуссия активизировалась после прихода к власти Александра Ткачёва. «Город не мы с вами создавали, - не раз заявлял он. – Кто создавал, тот и имел право называть. А назвали его наши предки Екатеринодаром».

ДИСКУССИЯ.

Итог урока.

Заключительное слово учителя.
Ребята, вам творить будущее нашего края. Сохранить ли ставшее привычным, благозвучное название Краснодар, либо вернуть имя Екатеринодар – решать вам. Однако прошу учесть, что уважение воли предков – это экзамен нашей нравственности.

Слайд 23.
«Славься, славься, город наш любимый.
Пой, душа, молитвою полна!
Именем Святой Екатерины
Наша жизнь навек освещена!»

Владимир Архипов

Слайд 24.
Спасибо за внимание!

Дата публикации: 12.02.2013
Автор:
Фесенко Ирина Николаевна, МБОУ СОШ № 74, п. Лорис. Опубликовал: Иришечка
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar