Просмотров: 5620  |  Загрузок: 557  
Оцените: 1.0/1
скачать

УРОК МУЖЕСТВА

«70-летие освобождения
Краснодара
от немецко-фашистских захватчиков»

Составила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 74
Фесенко Ирина Николаевна

Февраль, 2013

70 – летие освобождения
Краснодара
от немецко-фашистских захватчиков.

Цель: воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому нашей малой родины; помочь детям глубже осознать подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи:
 познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны (12 февраля – день освобождения города Краснодара от фашистских захватчиков) с жизнью людей в это время;
 развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;
 воспитывать нравственно-патриотическое воспитание школьников

Оборудование. Плакаты о войне, о Победе.
Аудио и видео записи.

Ход урока
1 слайд
70-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.
Слово учителя:
В нашей школе сложилась хорошая традиция проводить месячник военно-патриотической работы. В школе проходят классные часы, уроки мужества, линейки и т. д. Сегодня и мы, ребята, все вместе проведем урок, посвященный 70 – летию освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.
Цель нашего классного часа - формирование патриотических чувств сознания.
2 слайд
Слово учителя:
О патриотизме надо говорить не только в период, когда в школе проходит месячник патриотизма, но и необходимо обратить внимание и на другие знаменательные даты России и в течение всего года. Но для начала давайте с вами разберемся, что же такое патриотизм?
Из словаря Ожегова: ПАТРИОТИ́ЗМ -преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А.Н. Толстой

Любовь к родине не признает половинчатости; кто не делает для нее всего — ничего не делает; кто не все отдает ей — тот во всем ей отказывает.
Л. Берне
Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек.
Якуб Колас

Слово учителя:
Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена, и их дела останутся навечно в памяти народной.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. О таких событиях и говорится в Федеральном законе № 32 от 13 марта 1995 года, который получил название «О днях воинской славы и памятных датах России».
Именно с таких событий и начинает отсчет 2013 год:
 70-я годовщина разгрома фашистских войск под Сталинградом (2 февраля),
 70 - летие освобождения города Краснодара (12 февраля) и Краснодарского края (9 октября) от немецко-фашистских захватчиков,
 95 годовщина праздника, посвященного защитнику Отечества (23 февраля), который в разные годы назывался по-разному: День Советской Армии и Военно-морского флота, День защитника Отечества.
К этим круглым датам можно прибавить и десятки других Дней воинской славы и памятных дат России, которые являются неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения.
3 слайд
Дни воинской славы России
27 января
День воинской славы России
(День снятия блокады города Ленинграда)
27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города
1 ученик: В ознаменование окончательного снятия блокады в этот день в Ленинграде был дан салют.
4 слайд
2 февраля
День воинской славы России
(разгром фашистских войск под Сталинградом)
2 ученик: День разгрома в 1943 году советской армией фашистских войск в битве под Сталинградом.
200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие.
5 слайд
12 февраля
День освобождения города Краснодара
3 ученик: В ходе Краснодарской военной операции 12 февраля был освобожден Краснодар, что стало одним из кульминационных событий в освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков.
6 слайд
15 февраля
День памяти воинов-интернационалистов
4 ученик: Россия отмечает День памяти воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья.
7 слайд
23 февраля
День защитника Отечества
5 ученик: 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван так: «23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитника Отечества». Сегодня большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как день настоящих мужчин. Защитников в широком смысле этого слова.
8 слайд
18 апреля
День воинской славы России
(победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере; Ледовое побоище, 1242 год)
6 ученик: Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (15 июля 1240 года на Неве) и над литовцами (в 1245 году близ Усвята), имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с запада — в то самое время, когда остальная Русь терпела от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания большие потери. В Новгороде долго помнили Ледовое побоище немцев: вместе с Невской победой над шведами, оно еще в XVI веке вспоминалось на служениях по всем новгородским церквам.
9 слайд
День Победы 9 мая
7 ученик: 9 Мая - День Победы - святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции празднования Дня Победы в будущее. На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним.
10 слайд
22 июня
День памяти и скорби
8 ученик: Памятная дата «День памяти и скорби» установлена Указом Президента России от 8 июня 1996, как дань памяти жертвам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также жертвам всех войн за свободу и независимость России. В День памяти и скорби на территории страны приспускаются Государственные флаги Российской Федерации. Учреждениям культуры, каналам телевидения и радиостанциям рекомендовано в этот день не включать в программу развлекательные мероприятия и передачи.
11 слайд
10 июля
День воинской славы России (День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении)
9 ученик: Полтавская битва — решающий эпизод Великой Северной войны в 1709. В ней участвовали русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе.
12 слайд
9 августа
День воинской славы России
(первая в истории победа русского флота)
10 ученик: В соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 9 августа - День воинской славы России, день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в 1714 году.
13 слайд
23 августа
День воинской славы России (День разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве)
11 ученик: Курская битва явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование планировало провести крупное наступление летом 1943 года, овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель».
14 слайд
8 сентября
День воинской славы России
(День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова)
12 ученик: Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 г. у села Бородино (в 125 км западнее Москвы. Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века.
15 слайд
11 сентября
День воинской славы России (победа русской эскадры над турками у мыса Тендра)
13 ученик: Одним из важнейших событий русско-турецкой войны 1787-1791 гг. стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. Блестящая победа русского флота под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости.
16 слайд
14 сентября
День памяти жертв фашизма
14 ученик: День памяти жертв фашизма – это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. С 1962 года было принято считать каждое второе воскресенье сентября Международным днем памяти жертв фашизма. Этот день был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты – день ее начала и ее полного завершения.
17 слайд
21 сентября
День воинской славы России (День победы русских полков в Куликовской битве)
15 ученик: День воинской славы России, День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.
18 слайд
7 октября
День воинской славы России
(День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции;1941)
16 ученик: Проведение в 1941 году, в самые трудные для страны дни войны, военного парада на Красной площади имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны.
19 слайд
9 октября
День освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
(завершение битвы за Кавказ)
17 ученик: 9 сентября началась Новороссийско-Таманская операция 1943, в результате которой была прорвана «Голубая линия», а 9 октября в результате кровопролитных боев Красная Армия полностью очистила от оккупантов Таманский полуостровов, завершив тем самым героическое освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков.
20 слайд
11 ноября
День памяти (Окончание Первой мировой войны)
18 ученик: 11 ноября 1918 года Компьенским перемирием, означавшим капитуляцию Германии, окончилась Первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и три месяца. В ее огне погибло почти 10 миллионов человек, около 20 миллионов было ранено. Таких потерь человечество дотоле не знало.
21 слайд
13 ноября
День памяти погибших на Михизеевой поляне.
66 лет со времени массового расстрела гитлеровцами жителей поселка Михизеева Поляна Мостовского района (1942г.)
19 ученик: В 1952 году в станице Махошевской состоялось перезахоронение погибших.

22 слайд
1 декабря
День воинской славы России (победа русской эскадры над турками у мыса Синоп)
20 ученик: Это было одно из первых сражений Крымской войны, начинавшейся как конфликт России и Турции. Русская армия и флот имели ощутимое преимущество над слабеющей Османской империей, которую современники называли «больным человеком Европы».
23 слайд
5 декабря
День воинской славы России
(начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой)
21 ученик: Контрнаступление началось 5-6 декабря на фронте от Калинина до Ельца. Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер. Несмотря на отсутствие превосходства в силах и средствах, на сильные морозы, глубокий снежный покров, войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин - Москва и освободили ряд населенных пунктов.
24 слайд
15 декабря
День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
22 ученик: В России в этот день вспоминают журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Родственники, друзья и коллеги чтят память талантливых репортеров, фотографов, телеоператоров, отдавших жизнь в «горячих точках» и в мирное время в борьбе за честную и оперативную информацию.
25 слайд
24 декабря
День воинской славы России (День взятия турецкой крепости Измаил)
1 ученик: Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. имело взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» - для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила.

Слово учителя:
Звучит песня «Священная война».
Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…

2 ученик:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли…
Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!..
С. Щипачёв

Слово учителя:
На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения, читать)

3 ученик:
Если ты фашисту с ружьём
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Всё, что родиной мы зовём,-
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь…
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь…
К. Симонов.

Слово учителя:
Налетел ураганный шквал войны. Ворвался в мирные города и сёла, в каждый дом, в каждую семью… Родина в опасности - это всем своим существом почувствовал каждый. Во время ВОВ с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 наш город находился под властью фашистов.

3 ученик:
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили,
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Булат Окуджава.

Слово учителя:
В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
26 слайд

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Р. Рождественский. Реквием.
27 слайд
4 ученик:
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

28 слайд
5 ученик:
Война – это 900 дней блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

29 слайд
6 ученик:
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
30 слайд

7 ученик:
Война – это от Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина 1600. Итого: 2600км – это если считать по прямой.

Слово учителя:
Война не обошла стороной и нашу с вами малую родину - Кубань.
12 февраля этого года мы отмечали 70-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

8 ученик:
В ходе боёв гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 года занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов.

9 ученик:
Всего за несколько месяцев оккупации на территории Краснодарского края гитлеровцы расстреляли, повесили, удушили газами в машинах-душегубках и замучили в застенках гестапо более 61 тысячи человек.

10 ученик:
Угнано в немецко-фашистское рабство более 31 тысячи человек мирного населения из городов и районов края.

Слово учителя:
Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

31 слайд
Машины – душегубки
Впервые за всю историю войны именно в нашем крае фашисты применили своё варварское изобретение – машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.
У: Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.
32 слайд
Ейский детский дом
В начале войны, в город Ейск Краснодарского края был эвакуирован детский дом. В нём находились дети больные церебральным параличом. Им было тяжело двигаться. Многие не могли самостоятельно ходить, сидеть. 214 детей были вывезены за город в машинах-душегубках и закопаны. Многие из них лежали, обнявшись друг с другом, рядом с ними были любимые игрушки.
33 слайд
Город материнской славы
Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана , Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей – девять жизней её сыновей. Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

34 слайд
Трагедия станицы Полтавской.
9 августа 1943 года в станицу вступили сначала румыны, а потом немцы. 7 месяцев оккупанты ходили по кубанской земле. На территории станицы был пересыльный пункт военнопленных. Жители станицы прятали от фашистов раненых и офицеров.
В школе размещались немецкие госпитали и конюшня.
В феврале 1943 года советские войска освободили Краснодар и развернули широкие наступления на Крымск, Новороссийск, Славянск и Темрюк.
Немецкое командование в станице Красноармейской, так называлась наша станица в те годы, составило свой план:
• вывести из станицы весь скот;
• взорвать все школы, клубы, больницы;
• уничтожить всех пленных;
• обеспечить немецкую армию рабочей силой.
С начала февраля немцы стали угонять скот. По улице Просвещения одна за другой шли подводы. Из станицы угнали в Германию 125 мужчин.
Вернулись живыми только четверо.
Сапер Варич Василий Никитович вспоминал, что в ночь отступления немцы взрывали все, что успевали. Станица содрогалась от взрывов.
Последнюю подлость оккупанты совершили перед уходом 5 марта 1943 года, она получила название «Трагедия станицы Полтавской».
В ночь на 5 марта арестованных вывезли за станицу к лиманам. Заставили мужиков рыть ямы. Построив пленных на краю этих ям, фашисты расстреляли людей в упор, Мало кто из жителей станицы знал об этом. Каждый слышал гул канонад, видел спешно собирающихся фашистов. В 12 часов ночи 9 марта немцы отступили. Они бросали технику, снаряды, подводы с продовольствием.
Когда советские войска вошли в станицу, то были взорваны мосты, разрушены зернохранилища, сельскохозяйственные бригады, склады, детские сады и школы.
Только 1 апреля стало известно о страшных ямах на краю станицы. Ямы были разрыты, и явилась страшная картина – гибель мирных, ни в чем не повинных людей.
Среди погибших 9 детей от 10 месяцев до 15 лет.

11 ученик:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших, будем достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханием
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Помните! Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

12 ученик:
В начале февраля враг был изгнан из 20 районов, 12 февраля освобождён краевой центр – Краснодар, а к 22 февраля ещё 10 районов края были освобождены от оккупантов.

13 ученик:
9 октября 1943 года освободители Тамани поставили точку в битве за Кавказ, территория Кубани была полностью расчищена от фашистов.

14 ученик:
Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

15 ученик:
Пусть не все герои,-
Те, кто погибли,-
Павшим вечная слава!
Вечная слава!..
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мёртвым!
Это надо живым!
Р. Рождественский.

Слово учителя:
Мы дети и внуки солдат,
Мы сами солдаты России.
И будем хранить словно клад
Традиции эти святые.

«Сохранением традиций человечество живёт» - написала краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы попробуем приобщиться к этой традиции и почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

35 слайд

 Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми…
 Память замученных в гестаповских застенках и концлагерях…
 Память заживо сожженных…
 Память всех погибших почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!

Все встают. Звучит песня И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам!»
36 слайд

Слово учителя:
В том феврале, суровом, снежном,
Вняв человеческим надеждам,
Пришла победа на Кубань.
Казалось, хлынула лавина
С вершин седых Кавказских гор
и все вокруг заполонила:
Дорогу, речку, косогор…
В том феврале рассветной ранью
Тревожно хрустнул ветки сук,
В окно с цветущею геранью
Раздался первый дробный стук.
И он вошел с морозным паром –
Шинель внакидку, автомат,
Обыкновенный русский парень,
Советский армии солдат…
Скугарев
37 слайд

Ребята, мы сегодня много нового и интересного узнали о войне. И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько слов.
«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!
Примечание: заготовки для эссе выполнены в виде писем военных лет – треугольничков. Время написания – 3-4 минуты.
38 слайд

Слово учителя:

Я хочу закончить наш урок словами Р. Рождественского.
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
39 слайд

В заключении звучит запись песни «Журавли»

40 слайд

Дата публикации: 12.02.2013
Автор:
Фесенко Ирина Николаевна, МБОУ СОШ № 74, п. Лорис. Опубликовал: Иришечка
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar