Просмотров: 12736  |  Загрузок: 1444  
Оцените: 4.7/7
скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7 города Белово»

«Большая буква в кличках животных»
урок русского языка во 2 классе

Белова Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов

Белово 2011

Урок русского языка во 2 классе
Тема: Большая буква в кличках животных.
Планируемый результат:
-уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.
Умения:
1) разделять названия животных и их клички;
2) записывать клички животных с большой буквы;
Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.
II.Минутка чистописания
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись
Октябрь - о
Январь – з
Март - ?
Август - л
Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.
У. Определите последовательность букв в данном ряду.
ва, вб, вв,…
Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.
Самооценка
- Подчеркните самые красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.
III. Повторение
-Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

- Среди этих букв, спрятались имена собственные, не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать?
ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ
- Почему эти слова пишутся с большой буквы?
- В каких случаях еще пишется заглавная буква?( в кличках животных)
IV. Постановка цели урока
У.- Кто догадался, над чем будем работать на уроке?
Д.- Сегодня на уроке научитесь писать названия и клички животных.
Д.- Послушайте звуки и определите, что это за животные ( раздаются звуки животных, дети отгадывают и появляется картинка с изображением этого животного)
-Кто может быть лишний?(ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)
- На какие две группы можно разделить?( птицы и животные)
- Запишите в столбик только словарные слова . С какой буквы будете писать?(с маленькой, потому что это слова нарицательные).Подчеркните опасные места в словах.
Сверка с доской.
-Проверьте написанное.
собака
петух
курица
корова
ворона
V.Работа над новой темой
-Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.
- Как будете писать клички?( с большой буквы, это слова собственные)
-Прочитайте, какие клички вы записали.
-У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?
- А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)
-Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,
переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко
оскорбляют человеческое достоинство.
- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,
культурными? Почему?
Работа с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.
Как курица лапой ( писать небрежно, неаккуратно)
Вставать с петухами ( вставать очень рано)

Умение отличать имена нарицательные и собственные.
Физкульпауза.
-Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.
Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово «шарик»? ( кличка собаки)
Почему вы не хлопнули? ( воздушный шарик)
-В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.
Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре. Запишите оба предложения.

Письмо имен нарицательных и собственных.
-Запишите два предложения, заменив картинку словом.
Сторожит дом .
Красный лопнул.

Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

-Вы любите сказки?
Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.
У нас в классе спрятались слова, найдите их и распределите в два столбика, на собственные и нарицательные)

ЛИСА АЛИСА
СОБАКА ШАРИК
МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ
ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
КУРОЧКА РЯБА
ОСЛИК ИА
ДЯДЯ ФЁДОР
ЦАРЬ САЛТАН
КРОКОДИЛ ГЕНА
ДОКТОР АЙБОЛИТ
СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
БРАТЕЦ ИВАНУШКА

С какой буквы пишутся слов первого столбика? ( с маленькой, это имена нарицательные)
- Как напишите слова второго столбика? ( с большой буквы, это слова собственные)
- Запишите три пары слов (один ученик за доской)
Проверка с доски

--Вы любите мультфильмы? Угадайте героев ( после ответа детей появляется картина с изображением героя)

Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам-проказникам он может все прощать.
(кот Леопольд)

Вся жизнь кота — гонки за мышкой,
С которой плетут друг на друга интрижки.
(кот Том )

В Простоквашине живёт
Этот очень хитрый кот.
(кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,
Ходит он всегда с лисой.
(кот Базилио)
-Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного их котов.
Проверка
- Договоритесь, кто в паре будет читать предложение, которое у вас получилось.
- Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI.Рефлексия
Закончите одно из предложений:
- На уроке я …
- Я понял(а)…
- Мне было …
- Мне надо ещё …

VII.Домашнее задание ( по выбору)

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .

2) Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.
Найди их и запиши в тетрадь.
В подвал я шёл без страха!
На даче малина уже поспела.
На метро лягушки не ездят.
Осла в автобусе не возят.
Турист до города шагал три часа.
Принёс черновик, а тетрадь забыл.
Купил фен сестре, а бигуди – маме.
Почему же снег оранжевым не бывает?
Маленький был щенок, а тявкал громко.
Комары жужжали в палатке до рассвета.
Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.
На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.
Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.
Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.

Список литературы:
1. Агранович Е.Д. Наш друг Пишичитай. – М.: МАК Медиа, 2002.
2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.
3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996.

4. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
5. Весёлая азбука /Сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение, 1994.
6. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
7. Волина В.В. Праздник Букваря: Книга для чтения с развлечением. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Дата публикации: 30.07.2011
Автор:
Белова Лариса Сергеевна, МОУ ООШ №7 города Белово Кемеровская область. Опубликовал: Belova
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar