Просмотров: 12163  |  Загрузок: 3099  
Оцените: 5.0/5
скачать
скачать

Опыт использования ИКТ для повышения качества образования младших школьников

Чаленко Ирина Александровна 

учитель начальных классов
МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя России Дмитрия Ерофеева

  Цель работы:
распространение опыта работы учителя по применению ИКТ для повышения качества образования младших школьников.

  Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ для повышения качества образования младших школьников». Я прошла подготовку на курсах, освоила программу Power Point, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.

  Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

  Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Разработка и использование собственных авторских программ. </font>

I. Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Я часто использую созданные мною презентации на своих уроках на разных этапах урока.
• На уроке математики во время знакомства с прямоугольным параллелепипедом детям были предложены слайды, на которых показаны грани этой фигуры. Грани фигур выделялись разным цветом и подписывались их названия. Во время знакомства с задачами на встречное решения движение перед детьми появилась картинка с изображением транспорта – лодок, которые двигаются навстречу друг-другу. Дети наглядно представляют эту задачу, что облегчает её решение. (слайды №6-8, приложение 1)

• На уроках русского языка во время изучения темы «Правописание безударных окончаний глаголов» с помощью ребят составлялась памятка «Как написать окончание у глаголов» и эта памятка появлялась перед ними. После изучения темы «Безударные гласные в корне слова» детям было предложено вставить пропущенные буквы, а во время проверки эти буквы раскрывались. На этапе проверки знаний можно предложить ребятам тест, в котором они должны выбрать правильный ответ, а затем сразу же проверить их выбор. Правильный ответ можно выделить другим цветом, или подчеркнуть. (слайды № 9-11, приложение 1)

• На уроке окружающий мир во время изучения темы «Я выбираю здоровый образ жизни» когда разговор шел о правилах личной гигиены, перед учащимися появилась картинка, где были изображены микробы, а потом показала наглядно, как влияет вода на эти микробы – они исчезают. Потом работали с пословицами, надо было составить из частей целые пословицы. Ребята предлагали варианты, а на экране части пословиц соединялись. На этапе подведения итогов по этой теме, было предложено выбрать характеристики для здорового человека. Лишние слова удалялись. Использовались эффекты анимации. Во время знакомство с темой «Лес» детям был предложен кроссворд. Отгаданные слова появлялись на экране вместе с картинками. Все это повышает интерес к изучению предмета. (слайды № 12-15, приложение 1)

• На уроке трудового обучения во время изучения темы «Оригами. Изготовление игрушек.» были сделаны слайды с изображением поделок (картинки взяты из Интернета), а также показана последовательность изготовления игрушки «Лягушонок». Так как эта картинка была перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку. (слайды № 16 -17, приложение 1)

• Презентации использую не только на уроках, но во время проведения классных часов или других мероприятий. На интеллектуальном марафоне на тему «Путешествие в сказочную школу», на экране появлялись вопросы, учащиеся должны были угадать героя произведения. Отвечая на вопросы, ребята видели перед собой правильный ответ, изображение героя, название произведения и автора. Потом этот герой предлагал уже свое задание, которое тоже появлялось перед ними. Главное то, что все ответы демонстрировались с экрана, что давало возможность еще раз убедиться в правильности ответов. На мероприятии на тему «Сигналы-символы»,тоже использовала слайды. Дети не только услышали, что такое символы и сигналы, но и увидели все с экрана.
• На классном часе «Моя семья – чудесное место для жизни!» перед знакомством с родословной каждой семьи детям были предложены фотографии родословных знаменитых людей, которые были взяты из Интернета. На этапе подведения итога этого занятия ребятам было предложено построить «дом счастья». Ребята должны были называть, что бы они взяли с собой в этот дом: счастье, здоровье, любовь, уважение и т.д. А во время этого перед детьми строился дом из кирпичиков. (слайды № 18 - 25, приложение 1)

Вывод:
Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать познавательную активность обучающихся
II. Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
• Временные затраты на подготовку урока очень велики.
• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.


Дата публикации: 28.02.2010
Автор:
Чаленко Ирина Александровна, МОУ Топчихинская СОШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева. Опубликовал: oksi
Комментарии
Всего комментариев: 1
avatar
1 Наталья_Руденко • 08:34, 17.08.2010
Материал обновлен
Оставить свой комментарий о материале:
avatar