Просмотров: 1609  |  Загрузок: 45  
Оцените: 0.0/0
скачать

Формирование вычислительных навыков всегда было одним из важных требований к знаниям и сейчас оно не утратило своей значимости. Вычислительные умения применяются не только в математике, но и в других учебных дисциплинах (в химии, физике, биологии, информатике и т.д.).

Формировать вычислительные навыки  начинают в начальной школе, и по моему мнению, именно этой задаче должно уделяться большое внимание. Так как в начальной школе закладывается фундамент, который в последующем только укрепляется и дополняется вычислительными возможностями и умениями.

Цели формирования вычислительных умений в современной начальной школе – это не только требуемый ФГОС НОО уровень владения учащимися вычислительными умениями. Это также личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты: понимание мира и себя в мире, уважение иного мнения, владение начатками алгоритмического мышления и алгоритмической культуры и др.

Метапредметные результаты: умения ставить учебные и познавательные цели своей учебной деятельности, выбирать и конструировать учебные действия, направленные на достижение учебных целей (регулятивные универсальные учебные действия - УУД), умения находить личностные основания овладения вычислительными алгоритмами (личностные УУД), устанавливать закономерности, исследуя числовые выражения, таблиц сложения/вычитания и умножения/деления, числовые ряды, умения ставить вопросы, (познавательные УУД), умения сотрудничать с участниками учебного процесса для овладения вычислительными умениями (коммуникативные УУД) и др.

Для подготовки к формированию у учащихся умений «выполнять устно и письменно арифметические действия с числами» в начальной школе (ФГОС НОО) необходимо понять содержание понятий умения выполнять арифметические действия (вычислительные умения), формирование вычислительных умений, и других, связанных с названными.

И это очень важно потому, что с вычислениями мы сталкиваемся не только изучая отдельные предметы, но и в практической жизни. Всю жизнь нам  приходиться считать, а иногда на это отводится очень малое количество времени, поэтому нужно уметь быстро и рационально использовать вычислительные навыки и умения.

В формировании у учеников вычислительных навыков играют немаловажную роль не только учителя, но и сами родители. Часто мы  позволяем и учим детей тому, что если им очень сложно вычислять, то можно взять калькулятор и вычислить с его помощью, либо вообще прорешать все примеры с помощью этой вычислительной техники. Не подозревая о том, что мы лишаем детей возможности научится самому этим вычислительным навыкам, а также  сформировать в себе качества, которые приобретаются при письменных и устных вычислениях: целеустремленность, настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

Для того чтобы формировать вычислительные навыки, надо точно понимать, что означает это понятие, что в него входит, и с помощью чего их можно формировать.

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.

Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.

Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.

Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть, способен перенести приём вычисления на новые случаи.

Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.

Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

В основной школе  (ФГОС ООО) предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений.

Результаты государственной (итоговой)  аттестации разных лет по математике в IX, XI классах  указывают на некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся области, которые должны формироваться в курсе математики основной школы.

К ним относятся умения выполнять арифметические операции, применять рациональные приемы счета, использовать алгоритмы счета в столбик, находить процент от числа; составлять алгебраическую модель ситуации, описанной в текстовой задаче, или по данным, представленным в таблице, диаграмме. Все перечисленные умения должны быть сформированы на разных этапах обучения в основной школе (с V по IX класс).

Одним из важных требований в практической части методики обучения навыкам счета считаем полное исключение использования калькуляторов на уроках и контрольных работах по математике.

На своих уроках математики я уделяю значительное количество времени именно усвоению вычислительных навыков, потому что вычисления необходимы в каждой теме курса. Считаю, что каждый урок должен начинаться с проведения устного счёта, так как именно он  активизирует мыслительную деятельность, развивает память, внимание, автоматизирует навык. И одной из важных задач учителя становится организовать внимание детей. А для этого стоит   проводить проверку устного счёта в форме игры, соревнования или использовать элементы занимательности.

В современное время существует огромное количество интересных упражнений и игр как для проверки, так и для запоминания устного счёта. И тогда основной задачей для формирования вычислительных навыков становится правильный подбор этих упражнений и игр, учитывая возрастные особенности, восприятие информации (зрительное, слуховое и т.п), различия по полу и т.п.

И всё-таки именно вычислительным навыкам требуется уделять огромное внимание учителя, а также большое количество времени для их закрепления. И ни в коем случае не стоит забывать, что вычислительные умения требуются везде и формировать их нужно постоянно. Поэтому и родители детей в свою очередь должны дома проводить определённую работу, для лучшего усвоения ребенком вычислительных навыков и умений.

Считаю, что  систематичная тренировка в устных вычислениях поможет прочным формированиям вычислительных навыков учащихся, что в свою очередь поможет сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла.



Дата публикации: 25.08.2015
Автор:
Спиглазова Вера Сергеевна, учитель математики и информатики, МБОУ СОШ №146 г.Челябинска. Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar