Просмотров: 3351  |  Загрузок: 520  
Оцените: 3.7/3
скачать

Информационные модели баз данных

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-моделирование.

Оборудование: компьютерный класс (12 ПК), ПК учителя с подключением к Интернет, интерактивная доска SmartBoard, мультимедийный проектор, беспроводной планшет, звуковые колонки, программное обеспечение Smart Notebook 11. Коллекции марок (2 альбома), открыток (2 альбома) и монет (2 альбома), лупы (6 штук).

Класс: 9 класс. Учебник и программа: Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. Макарова Н.В.

Исходная компетенция учителя: владение технологией создания урока в программе Smart Notebook, умение работать с мультимедийным оборудованием и беспроводным планшетом.

Исходная компетенция ученика: умение работать с инструментами интерактивной доски, владение навыками работы в текстовом редакторе, умение создавать простые презентации, умение работать в поисковых системах Интернет.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

Роль учителя: организовать эффективную совместную деятельность учителя и учеников на уроке с целью максимального усвоения нового материала на уроке и контроля этого усвоения.
Роль ученика: актуализировать свои знания и кругозор, принимать активное участие в обсуждении вопросов, работать в малых группах.

Роль компьютерного и интерактивного оборудования: обучающая, информационная, контролирующая, развивающая, повышающая интерес и мотивацию.

Пояснительная записка

Понятие модели и моделирования является одним из основополагающих в курсе изучения информатики. Информационные модели близко связаны с пониманием учащимися терминов "структура" и "система". Данный материал к уроку нацелен на формирование у учащихся не только общих представлений об информационном моделировании, но и приобретении практических умений исследовать объекты и строить информационные модели. Урок состоит из части объяснения нового материала и практической части, когда учащиеся выполняют построение информационных моделей трех коллекций объектов исследования. Тип урока: урок-моделирование.

Планирование хода урока:
1. Актуализация знаний;
2. Выяснение основных понятий и терминов;
3. Изучение нового материала методом анализа и сравнения;
4. Выполнение интерактивных заданий на закрепление новых знаний, а также их проверку. На этом этапе можно регулировать количество заданий и выбирать уровень сложности. Задания нацелены на развитие способностей, а не только знаний ученика, учитывают его интерес. Вопросы побуждают учеников делать сравнительный анализ моделей, выбор эффективной информационной модели для конкретных объектов.
5. В практической части урока ребята выполняют анализ и построение реляционной информационной модели реальных объектов – коллекций марок, монет и открыток. Они приобретают опыт групповой деятельности (по 2 ученика). Задания носят исследовательский характер. Использование настоящих коллекций и инструментов их исследования (лупы) повышает доступность и занимательность учебного материала. Таким образом, учитель на уроке создает пространство учебной деятельности, в котором ученик откроет для себя новые знания о моделирование объектов реального мира.

В ходе урока применяются индивидуальная, фронтальная и парная формы работы.

Выбор электронной доски обоснован тем, что позволяет реализовать интерактивную форму обучения, экономит урочное время, задает положительную динамику на уроке, повышает иллюстративность и усвоение материала, концентрирует внимание класса.

Образовательная цель урока: научить учащихся создавать информационные модели объектов баз данных: сетевые, иерархические и реляционные.

Воспитательная цель урока: формирование целостной картины мира в восприятии подростка.
Развивающие цели урока: развивать у детей аналитическое мышление, конструкти
вные представления об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, развитие коммуникативных навыков при работе в группе, развитие умений обосновывать свои умозаключения и четко формулировать устные ответы на вопросы, развитие построения речевых высказываний, развитие навыков обобщения, типизации и классификации, развитие исследовательских навыков.

Подготовка к уроку учащихся:
1. Домашнее задание на предыдущем уроке: исследовать и подготовить рассказ о домашних коллекциях (видео, диски с играми, марки, значки, книги, сувениры и пр.). Сделайте цифровые фотографии домашних коллекций и вышлите файл по указанному учителем электронному адресу.
2. Повторить понятие модели и моделирования. Какие компьютерные модели вы знаете?
3. Повторить этапы моделирования.
4. В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Какая информация о вас там опубликована? Какую информацию вы не размещаете? Почему?
5. Как осуществляется поиск в поисковых системах Интернет пользователем? А самой системой?


Дата публикации: 30.09.2012
Автор:
Стрельникова Елена Михайловна, ГБОУ школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опубликовал: Sem
Комментарии
Всего комментариев: 1
avatar
1 Фролова А.Ю. • 18:06, 18.12.2012
Спасибо за интересную и глубоко проработанную тему. Особенно полезен материал, для старших классов по информатике качественных работ , как Ваша, мало. Спасибо еще раз. Обязательно буду использовать.
Оставить свой комментарий о материале:
avatar