Просмотров: 10231  |  Загрузок: 768  
Оцените: 3.0/1
скачать

Иванова Елена Васильевна,
учитель информатики,
вторая квалификационная категория,
МБОУ «Лицей №1»,
город Братск Иркутской области.

Методическая разработка урока
«Хранение информации»

Предмет, класс: Информатика, 5 класс.
Раздел программы: «Информация вокруг нас».
Урок №9.
Тема урока: «Хранение информации».
Тип урока: комбинированный урок.
Когнитивные цели:
1) планируется, что к окончанию урока ученики раскроют суть информационного процесса хранения информации; смогут с помощью интеллект - карты усвоить, запомнить и воспроизвести картину в целом, увидеть ассоциативные, смысловые связи между частями;
2) предполагается, что учащиеся расширят свои знания, осуществив путешествие во времени «Как хранили информацию раньше».
Цели личностного развития учащихся:
1) способствовать развитию у обучаемых продуктивного, творческого, аналитического мышления: умению выделять главное из прочитанного текста, сопоставлять, излагать свои мысли, обобщать имеющуюся информацию;
2) поддерживать познавательную активность, интерес к предмету через использование на уроке интерактивных технологий.
Здоровьесберегающие цели:
1) обеспечивать условия для сохранения здоровья учащихся в процессе учебной деятельности через создание благоприятного физического и эмоционального климата.
Методы и приёмы обучения: информационно-поисковый (работа с учебником); словесный проблемный и частично-поисковый (эвристический диалог), наглядно-образный (демонстрация презентации); логический (составление интеллект-карты «Хранение информации»).
Оборудование и материалы к уроку: учебник Л.Л. Босовой «Информатика. 5 класс», персональный компьютер учителя, интерактивная доска InterWrite, файл презентации Л.Л. Босовой «Хранение информации», файл InterWrite Workspace «Действия с информацией. Хранение информации», раздаточный материал.
Название компетенций:
1) учебно-познавательная (организовывать рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, делать выводы);
2) информационная (осуществлять поиск, анализ, отбор и преобразование информации);
3) компетенция личностного самосовершенствования (владеть навыками мышления, общеучебными навыками).
Фундаментальные образовательные объекты: информация, действия с информацией, хранение информации, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память, память одного человека, память человечества.
Главная проблема урока: Как человек хранит информацию?
Образовательная продукция: интеллект-карта «Хранение информации».
Этапы урока по минутам:
1. Организационный момент, объяснение структуры урока, постановка его целей. 2 минута
2. Актуализация знаний. 9 минут
3. Постановка темы и проблемы урока. 1 минута
4. Коллективное составление интеллект-карты. 11 минут
5. Физкультминутка 1 минута
6. Исторический экскурс во времени «Хранение информации». 7 минут
7. Закрепление пройденного материала. 5 минут
8. Рефлексия. 2 минута
9. Подведение итогов урока. Задание на дом. 2 минуты

Описание хода урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, сообщение структуры урока, постановка целей урока.
2. Актуализация знаний. Данный этап урока носит вводный характер, акцентируется внимание обучающихся на роли информации и действий с нею в жизни людей. Создаются условия для включения учеников в мыслительную деятельность. Учащиеся подводятся к изучению новой темы, постановки проблемы урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами вспомним, что такое информация, какова роль информации и действий с нею в жизни человека. А начнём мы с вами с вопроса: что же такое информация?
Ответы детей. Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Учитель. Действительно, окружающий нас мир – это мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Как вы думаете, какие действия с информацией человек совершает?
Ответы детей. Получает, хранит, обрабатывает, передаёт информацию, наблюдает (обычно дети без затруднений отвечают на данный вопрос, можно использовать наводящие вопросы).
Учитель. Приведите примеры.
Ответы детей. Учащиеся приводят примеры действий человека с информацией.
Учитель. А всегда ли человек совершает действия только с информацией?
На столах лежит подготовленный ранее материал (рисунки, отображающие действия, которые совершает человек с информацией и с чем-либо на основе информации).
Задания учащимся (возможна работа в группах). Рассмотрите внимательно изображения на листочках, подумайте и сформируйте две стопки. Левая стопка – рисунки «Действия человека с информацией», а вторая стопка – рисунки, которые не попали в первую стопку. Подумайте и дайте название второй стопке. Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Обсуждение ведётся с использованием интерактивной доски. Один из учеников выполняет задание на интерактивной доске, перемещает объекты, комментирует. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за его действиями, поправляют, дополняют, предлагают название (название на интерактивной доске скрыто за шторкой со знаком вопроса).

После обсуждения и выполнения задания ученики записывают в тетрадь дату и составляют вместе с учителем схему «Человек совершает...».

3. Постановка темы и проблемы урока. Этот этап урока начинается с выполнения учениками следующего задания: разгадайте анаграмму, что это за слово? Кто первый разгадает, выходит к доске для выполнения на интерактивной доске (расставляет буквы в нужном порядке).

Учитель. Ребята, кто из вас догадался, о чём у нас пойдёт речь дальше?
Ответы детей. О хранении информации.
Учитель перед учениками ставит проблемный вопрос: «Как человек хранит информацию?». Дети записывают тему и проблемный вопрос в тетрадь.
4. Коллективное составление интеллект-карты. Учитель объясняет, что такое интеллект-карта (карта памяти), показывает заготовку карты, которую вместе с учениками должны достроить.

При создании интеллект-карты ребята работают с текстом учебника (§ 1.3, стр. 14). Желательно использовать цветные ручки или карандаши. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти. Построение карты вызывает интерес у учащихся, она достаточно полная и хорошо визуализирована, ученики точно выделяют основные понятия и правильно устанавливают между ними связи. Карта удобна при систематизации и обобщении материала. Ученики легко могут с помощью карты памяти восстановить информацию.
5. Физкультминутка.
6. Исторический экскурс во времени «Как хранили информацию раньше». Путешествие во времени осуществляется при нажатии на ссылку «Исторический экскурс».

Открывается фал презентации «Хранение информации». При изложении сведений ведётся диалог с учениками.

7. Закрепление пройденного материала. Этап урока включает в себя 2 задания. Первое задание направлено на закрепление материала «Действия с информацией». Оно выполняется на интерактивной доске. Если позволяет время, то к доске могут выходить учащиеся по цепочке. В задании используется функция Drag and Drop «Тащи и бросай». Учащимся необходимо переместить объекты, объединив их в две группы: «Действия с информацией», «Действия с чем-либо на основе информации».

Учитель. Ребята, как вы думаете, смогли мы ответить на поставленный проблемный вопрос «Как человек хранит информацию».
Ответы детей. Да.
Для подтверждения учащимся предлагается выполнить второе задание. Оно носит обобщающий характер, учащиеся, используя интеллект-карту, рассказывают о хранении информации.

8. Рефлексия. На этом этапе ребята оценивают свою работу на уроке.
Работал(а) на уроке активно, тему понял(а) хорошо.
Работал(а) на уроке не очень активно, тему понял(а) недостаточно хорошо.
Работал(а) на уроке плохо, тему не понял(а).
На доске подготовлены смайлики. Число каждого вида смайликов равно количеству учащихся в классе. Ребята по цепочке перемещают выбранного смайлика в соответствующий столбик.

9. Подведение итогов урока. Учитель благодарит учащихся за активную работу, выставляет оценки. Дети делают выводы по достигнутым результатам, результатам рефлексии, записывают домашнее задание: § 1.2, 1.3 (стр. 12 – 16), § 3.1 (стр. 110-112), в рабочей тетради выполнить №4 (стр. 5).

Список использованных источников
1. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 192 с.: ил.
2. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л.Л. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 342 с. : ил.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы [Электронный ресурс]. – Цифровые образовательные ресурсы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 1 CD-ROM. - (Электронное приложение к методическому пособию).
4. Хуторской А.В. Разработка творческого урока – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос». - [материалы дистанционных курсов].
5. Маслов И.С. Современный урок: проблемы обеспечения успешной деятельности школьников и пути повышения эффективности урока – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос». - [материалы дистанционных курсов].
6. Авапик.ру [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://avapic.ru/blog/material/skachat-smajliki-dlya-sms.html. - 27.11.2011.- [Смайлы].
7. Рисунки [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://images.yandex.ru

Дата публикации: 25.10.2012
Автор:
Иванова Елена Васильевна, МБОУ "Лицей №1". Опубликовал: Елена_Иванова
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar