Просмотров: 15232  |  Загрузок: 2447  
Оцените: 4.5/8
скачать

Материал подготовила:
Кузнецова Марина Викторовна,
учитель информатики
МОУ «Клетская СОШ»
Клетского района Волгоградской области

Тип урока:
комбинированный.

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Файл» (имя файла: имя собственное и расширение, файловые каталоги, адрес файла).
2. Сформировать представление учащихся о современных файловых системах.
3. Отработать умение учащихся работать с программой Проводник, умение редактировать документы текстового процессора MS Word, познакомить учащихся со способами доступа к защищенным файлам (составление и введение пароля).
4. Развитие интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской.
5. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности.

Оборудование:

  •   интерактивная доска,
  •   файл: Файл и файловая система.notebook (интерактивное приложение для доски),
  •   файл: Файловая система.pps (мультимедийная презентация),
  •   инструкции к практическому заданию.

Ход урока

Оргмомент (1мин.)

По ходу занятия идет работа с файлом: Файл и файловая система.notebook (интерактивное приложение для доски), которое можно найти на прилагаемом диске.

I. АОЗ (8 мин.)
- Прежде чем записать в тетради тему сегодняшнего урока ответьте мне на вопрос: посредством чего осуществляется хранение информации на дисках?
-Запишем тему урока «Файл и файловая система»
-Вспомните, что называется файлом?

-Как и для любого объекта, главной характеристикой файла является что?
-Из каких элементов состоит имя файла?

посредством файлов

Файл - определенное количество информации имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

имя
из имени собственного и расширения, разделенных точкой

По мере того как учащиеся дают ответы на поставленные вопросы, с экрана снимается эффект «шторки».

- На что указывает расширение файла?

- Задание 1. Учитывая расширение файла разделите имеющиеся файлы на три группы: текстовые файлы, звуковые файлы, графические файлы. на тип файла, т.е. на то какого рода информация хранится в данном файле, например, текстовая, графическая и т.д.
Дается время для выполнения задания в тетради, после чего один ученик выходит к доске и путем перемещения объектов, сортирует файлы, поясняя свои действия, остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.


-Каким образом формируется имя файла?

- Задание 2. Соотнесите расширение файла и приложение, которое открывает файлы с данным расширением. имя собственное присваивает пользователь, расширение создается автоматически той программой, в которой создается файл
Один ученик выполняет у доски с пояснениями, остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.

- Ответьте на следующий вопрос: любое ли имя может присвоить пользователь файлу? Какие ограничения существуют?

- Задание 3. Необходимо вычеркнуть неверные имена файлов из имеющегося списка.

длина собственного имени не более 255 символов и 9 запрещенных знаков: ? : * / \ " > < |.
Учащиеся «по цепочке» с места комментируют имена файлов, учитель неверные имена вычеркивает, верные обводит в овал.

-Каким образом структурируются файлы на дисках?

- Задание 4. Укажите, используя данное дерево каталогов, полный адрес файла:
 оптические явления,
 закат,
 компьютерные вирусы.
файлы на дисках объединяются в файловые каталоги (папки), которые в свою так же объединяются в каталоги (папки), образуя иерархические файловые «деревья».

Учащиеся называют полные адреса указанных файлов, учитель методом перемещения объектов формирует адреса на доске. Фронтально составляются адреса файлов: оптические явления и закат, адрес файла – компьютерные вирусы – ученики составляют самостоятельно в тетради, после чего снимается эффект «шторки» для самоконтроля и исправления ошибок.

II. ФНЗ (10 мин.)
- Итак, мы повторили основные моменты, касающиеся имени и адреса файла, а теперь переходим к новому понятию – файловая система.
Демонстрация мультимедийной презентации Файловая система.pps, которую можно найти на прилагаемом диске


-Запишем определение в тетради:


Разновидности файловых систем:

- начертите схему в тетради
Сравнительная характеристика файловых систем:

Совместимость файловых систем и версий ОС Windows:

- Подведем итог:
 Вся информация на дисках хранится в…?
 На содержимое файла указывает…?
 Файл открывается той программой, в которой был…?
 Файлы объединяются в…?
 Каталоги (папки) в свою очередь также можно объединять в …?
 Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…?

файлах
расширение

создан
каталоги

каталоги

файловой системой

- Вся эта информация понадобится вам для выполнения практического задания.

III. ФПН (15 мин.)
- Сегодняшнее практическое задание я назвала «Сыщики».

- У каждого из вас на рабочих местах (компьютерный столик) лежит инструкция к практическому заданию.

-Практическое задание состоит из трех частей:
 Задание «МОЗАИКА»
 Задание «ШИФР»
 Задание «ИЩИ ОТВЕТ»

(см. Приложение)



-Прежде чем перейти к выполнению практического задания, вспомним правила ТБ при работе за компьютером.

-Переходим за компьютеры и приступаем к выполнению задания.

Рассказывают правила ТБ при работе за компьютером

IV. Итог урока (7 мин.)
 Частичная фронтальная проверка практического задания (3мин.)
- Какая крылатая фраза получилась?
-Какой составили шифр?

 Рефлексия (2 мин.)
- Продолжите фразы:
сегодня я узнал…
у меня получилось легко…
Было трудно…
 Домашнее задание (1 мин.)
УЧ: стр.211-222,
РТ: записи.
 Выставление оценок (1 мин.)

В1. Плохой учитель истину преподносит, хороший учит ее находить. (Н)
В2. Опыт хороший учитель, но он слишком дорого берет за свои уроки. (У)
В3. Все знают, что здоровье это самое дорогое, но никто на нем не экономит. (Э)
В4. Мастер находить оправдание редко бывает мастером в чем-нибудь еще. (Е)
В5. Кто не идет вперед, тот идет назад, в природе не бывает неподвижного состояния. (С)
В6. Чем короче формулировка теоремы, ем сложнее ее доказательство. (Д)
В7. Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом. (С)
В8. Противник, указывающий на ваши недостатки, полезней друга, скрывающего их. (И)
В9. Счастье как здоровье, если не думаешь о нем, значит, оно есть. (Е)
В10. О своих способностях узнаешь только попробовав их применить. (П)
В11. Если вам заплатили за благородный поступок, считайте, что вы его не совершали. (С)

Для составления конспекта урока и необходимых для его проведения электронных приложений использовались следующие информационные источники:
1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. Проф. Макаровой. – Спб.: Питер, 2008.
2. http://www.smajliki.ru/smilies-131.html



Дата публикации: 19.06.2010
Автор:
Кузнецова Марина Викторовна, МОУ "Клетская СОШ" Клетского района Волгоградской области. Опубликовал: mvkuznechik
Комментарии
Всего комментариев: 4
avatar
3 mvkuznechik • 18:12, 21.08.2010
По - моему, анимированные изображения оживляют слайды, в тоже время не особо не отвлекая на себя внимание детей, так как страницы ими не перенасыщены, к тому же изображения так или иначе относятся к теме урока и выдержаны в едином стиле. Еще раз подчеркиваю, что это по моему мнению. Возможно вы и правы! smile
avatar
4 Екатерина_П • 18:54, 21.08.2010
Да, нужно уметь находить "золотую середину". Вы считаете так, я - по-другому. Может быть, кто-то выскажет и другое мнение.
Кстати, я же тоже выполняла работу на тему "Файловая система". Сейчас выложу на сайте и пришлю вам ссылку. Буду рада услышать замечания.
Ответ: Вот ссылка: http://interaktiveboard.ru/load/3-1-0-316
avatar
2 Екатерина_П • 22:32, 15.08.2010
Вставка анимированных изображений на слайд не оправдана.
avatar
1 Екатерина_П • 16:33, 14.08.2010
Свидетельство №41
Оставить свой комментарий о материале:
avatar