Просмотров: 22993  |  Загрузок: 2513  
Оцените: 4.7/7
скачать

Лознова Елена Вадимовна - учитель информатики

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 муниципального образования Кореновский район

Тема урока: Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц).

Цель урока: Познакомить учащихся с принципами построения таблиц истинности логических выражений в электронных таблицах.
Задачи урока: образовательные:

• усвоение учащимися понятий «логическая операция», «таблица истинности», «сложное высказывание», «равносильные логические выражения»;
• выработка навыков построения таблиц истинности логических выражений;
• повторение знаний по теме "Электронные таблицы ”.
• изучение правил записи условной функции в Excel.
развивающие:
• развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
• развитие у учащихся познавательной активности;
• развитие памяти и внимания;
воспитательные:
• стимулирование познавательного интереса учащихся;
• привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
• формирование коммуникационной культуры учащихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
 учащиеся должны знать:
• основные понятия и определения алгебры логики;
• основные законы алгебры логики;
• порядок записи формул в электронных таблицах;
 учащиеся должны уметь:
• строить таблицы истинности, в том числе и в программе Excel;
• определять равносильность логических выражений;
• определять порядок выполнения операций в логических выражениях;
• записывать сложные высказывания в виде логических выражений.
Тип урока: практикум.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный – учебная лекция с применением учебно-наглядных и технических средств обучения; практический – индивидуальная работа, работа на компьютере; интерактивный – разгадывание кроссворда; здоровье-сберегющие технологии – физкультминутки.

Оснащение урока: интерактивная доска, компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel, кроссворд (приложение 1), тестирующая программа (приложение 2), презентация для проведения физкультминутки (http://www.falto.ru/article/article4_1.html), цифровой образовательный ресурс «Основные понятия алгебры логики» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/9_17.pps) - опорный конспект для учащихся (приложение 4), презентация «Логические функции в Excel» (приложение 5), образец выполнения практической работы (приложение 6), учебник: «Информатика и ИКТ 10-11 класс. Профильный уровень», Н. Д. Угринович, 2008 г.

План урока

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 9 мин.
3. Объяснение нового материала – 12 мин.
4. Практикум – 20 мин.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.
На прошлом уроке мы выяснили, что алгебра логики — раздел математичес¬кой логики, изучающий строение сложных логи¬ческих высказываний и способы установления их истинности с по¬мощью алгебраических методов. Объектами изучения алгебры высказываний являются высказывания. В алгебре логики над высказываниями можно производить различ¬ные операции (подобно тому, как в алгебре чисел определены операции сложения, деления, возведения в степень над действительными числами).
 
2. Актуализация опорных знаний.

1. Контроль домашнего задания.
Разгадывание кроссворда на интерактивной доске. (Приложение 1)
Какие основные логические операции вы знаете? Как они обозначаются? Дизъюнкция (v), конъюнкция (&), инверсия (¬), импликация (→), эквивалентность(↔).
Устный опрос с демонстрацией опорного конспекта на интерактивной доске (приложение 4).
-Является ли истинным «утверждение»: «Петров. К доске»? – Это вообще не утверждение.
-Как обычно обозначают при работе компьютера значения «истина или ложь»? – 1 или 0.
-Какую арифметическую операцию напоминает логическое и? Почему? – Умножение. Её результат можно получить арифметическим умножением аргументов как чисел.
-Чем отличается операция или от арифметического сложения? – Если оба утверждения истинны. При арифметическом сложении результатом будет 2, а не 1.
-Можно ли выразить операцию или через арифметические операции? – Да. А или В=А+В-А*В.

Тестирование на компьютере.

Ребята самостоятельно выполняют задание в Excel (приложение 2)на листе 1, затем смотрят результат работы на листе 2, проводится анализ результатов. Один из учащихся выполняет данную работу на интерактивной доске с использованием электронной клавиатуры.
3.Объяснение нового материала.

Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют таблицей истинности составного высказывания.

Алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания

• определить n – количество переменных в высказывании;
• вычислить количество строк и столбцов таблицы истинности (количество строк - 2n +2, количество столбцов равно сумме количества переменных (n) и количества логических операций, входящих в сложное высказывание);
• начертить таблицу и заполнить заголовок в соответствии с приоритетом логических операций;
• заполнить первые столбцы наборов входных переменных с учетом всех возможных комбинаций значений.
• заполнить остальные столбцы таблицы в соответствии с таблицами истинности логических операций, причем при заполнении каждого столбца операции выполняются над значениями столбцов, расположенных левее заполняемого.

Обратить внимание на порядок заполнения наборов входных переменных. Чередование хорошо видно в следующей таблице:
А В С
0 0 0
0 0 1
0 1 0
0 1 1
1 0 0
1 0 1
1 1 0
1 1 1
А В
0 0
0 1
1 0
1 1

Закрепление нового материала:
Для формулы А&(B v ¬B & ¬C) построить таблицу истинности алгебраически (в рабочих тетрадях).
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в таблице 23=8.
Количество логических операций в формуле равно пяти, следовательно, количество столбцов в таблице истинности должно быть 3+5=8.
Заносим формулы в таблицу согласно порядку выполнения действий, вычисляем:
А В С ¬В ¬С ¬В&¬C B v (¬В&¬C) A&(B v ¬В&¬C)
0 0 0 1 1 1 1 0
0 0 1 1 0 0 0 0
0 1 0 0 1 0 1 0
0 1 1 0 0 0 1 0
1 0 0 1 1 1 1 1
1 0 1 1 0 0 0 0
1 1 0 0 1 0 1 1
1 1 1 0 0 0 1 1
Равносильность логических выражений. Логические выражения, у которых таблицы истинности совпадают, называются равносильными. Для обозначения равносильных логических выражений используется знак «=».

Работа с учебником: разбор примера равносильных выражений (стр. 168).

Здоровьесберегающий компонент. Физкультминутка (приложение 3).
Упражнения «Глядя в небо» и «Египтянин».

4. Практикум. Построение таблицы истинности в Excel.
Задачи на построение таблиц истинности можно решать и в электронной таблице Excel, используя логические функции (приложение 5):
• ИСТИНА, ЛОЖЬ (слайд 2);
• И (слайд 3) – проверяет все аргументы, имеют значение «истина», и возвращает значение «истина», если аргументы истинны;
• ИЛИ (слайд 4) – проверяет, имеет ли хотя бы один аргумент значение «истина», и возвращает значение «истина» или «ложь»;
• НЕ (слайд 5) – изменяет значение «истина» на «ложь», «ложь» на «истина».

Алгоритм решения задачи с использованием электронной таблицы аналогичен алгоритму построения таблицы истинности на бумаге. (Напомнить учащимся о порядке вставки формул, автозаполнения). Учащиеся выполняют практическую работу с одновременным показом учителя на интерактивной доске. (Приложение 6).

Закрепление изученного материала. Сегодня на уроке вы познакомились с алгоритмом построения таблицы истинности, узнали новые функции, имеющиеся в электронных таблицах. Давайте выясним, насколько хорошо вы разобрались в данном материале.

Индивидуальная работа. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить задания построения таблицы истинности в Excel №3.3 (В электронных таблицах построить таблицу истинности логических выражений (A v cool & (¬A v ¬B) и A&(B v ¬B&¬C)), №3.4 (В электронных таблицах доказать с использованием таблиц истинности равносильность выражений (A v B v C)&¬(A v ¬B v C) и B&¬A&¬C) учебника.

5.Проверка и анализ индивидуальной работы. Подведение итогов урока.
Домашнее задание п. 3.2.3, №3.7 (построение таблицы истинности в Excel и алгебраически).


Дата публикации: 20.02.2010
Автор:
Лознова Елена Вадимовна, loznova@mail.ru, МОУ СОШ №5 ст. Платнировской Краснодарского края. Опубликовал: Вадимовна
Комментарии
Всего комментариев: 1
avatar
1 Екатерина_П • 15:54, 14.08.2010
Свидетельство №15
Оставить свой комментарий о материале:
avatar