Просмотров: 2625  |  Загрузок: 285  
Оцените: 0.0/0
скачать

Цель: Сформировать представления о структуре и содержании новой физической теории, организовать усвоение основных положений МКТ.

Задачи:

Образовательные:

сформулировать основные положения МКТ;
раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;
установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
учиться решать задачи;

Развивающие:

развивать:
умение применять знания теории на практике;
наблюдательность, самостоятельность;
мышление обучающихся посредством логических учебных действий.

Воспитательные:

продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку, листочки для работы с текстом, оборудование для демонстрации явления диффузии, пластилин, ластик, два стеклышка, вода, демонстрационные модели строения различных тел.

Ход урока:

1. Организационный момент. Запись темы урока.
2. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним какие бывают физические явления и разместим все картинки в определенные столбцы. Только не забывайте, что вы должны объяснить, по какому принципу вы распределяете явления. По желанию к доске вызывается обучающиеся, передвигают картинки и объясняют почему, они ее туда поставили, остальные проверяют и по необходимости исправляют ошибки.

После выполнения задания, преподаватель предлагает к просмотру флеш-ролик и рассказывает.
Сегодня мы говорим о строении вещества, о теории, описывающей и объясняющей различия в свойствах тел, находящихся в различных агрегатных состояниях.

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил. Но их научные знания не содержали сведений о строении тел и о причинах отдельных явлений природы. Первые высказывания по этим вопросам принадлежат ученым античного мира - Древней Греции и Древнего Рима. Фалес Милетский, например, утверждал, что первоначалом всех вещей является вода, из нее образуются все вещи. Анаксимен учил, что весь мир построен из воздуха. Грек Гераклит - что огонь является первичной формой вещества. Сегодня мы понимаем, что все они были неправы. Но их заслуга в том, что они первыми поставили вопрос: из чего состоят окружающие тела? Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших и неделимых частичек-атомов, которые находятся в состоянии непрерывного и хаотического движения. Учение назвали атомистическим, правда сегодня атомом называют другую частицу. Об этом мы узнаем позже.
Многие примеры подтверждают, что все вещества состоят из мельчайших частичек.
Рассмотреть опыт с сжатием мяча, ластика, пластилина; сжатием и расширение твердых тел и жидкости в процессе нагревания или охлаждения. Чем можно объяснить изменение объема тел? Тем, что все вещества состоят из частиц и между этими частицами есть промежутки. Изменяя расстояние между частицами, мы меняем объем. Из этих опытов так же видно, что эти частицы взаимодействуют друг с другом (пример с мячом и ластиком), т.е. между ними существуют силы притяжения и отталкивания.
Есть наука, которая изучает свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе их молекулярного строения – это молекулярная физика. Фундаментом этой науки является утверждение, что все тела состоят из мельчайших частиц – атомов и молекул. Давайте с вами запишем. Что такое атом и что такое молекула.
Атом – это наименьшая частица химического элемента, которая является носителем его химических свойств.
Молекула – наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая всеми химическими свойствами и состоящая из одинаковых или разных атомов, объединенных химическими связями.
Теперь обучающимся предлагается вспомнить, из чего состоит молекула и расположить все ее части в схему.
Обучающиеся записывают основные положения молекулярно-кинетической теории:
1) Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – состоят из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов.
2) Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении.
3) Частицы взаимодействуют с друг другом силами, имеющими электрическую природу.
Доказательны ли основные положения МКТ? Основные мысли учения Демокрита изложил римский философ Лукреций в поэме «О природе вещей». Прочитайте текст и ответьте на вопросы на этих листах: О каких физических явлениях идет речь в отрывке? Можно ли доказать данные явления? Как это сделать?
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит,
Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,
Мощные валит стволы, неприступные горные выси,
Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры - тела, но только незримые нами:

Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это-все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце
Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенную камнями, видим
Стертой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.

Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,
Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.

Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания были лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными никакими экспериментальными фактами.
Теперь мы знаем, что все эти явления можно доказать.
Существование молекул.
1) Делимость вещества; (Притча о Демокрите)
2) Наблюдение молекул с помощью специальных приборов ( картинки молекул на слайдах)
3) Явление диффузии. (на основе опыта с жидкостью или газом)
Наличие промежутков.
1) При смешивании жидкости, объем смеси меньше суммы объемов отдельных жидкостей (пример со спиртом и водой)
2) Диффузия. (распространение запахов, смешивание жидкостей и др.)
3) Деформация (пример с пластилином и ластиком)
Хаотическое движение молекул.
1) Броуновское движение (вспомнить, что это такое, привести примеры)
2) Диффузия.
3) Давление газа на стенки сосуда (в следствии удара частиц о стенки сосуда)
4) Стремление газа занять любой объем.
Силы взаимодействия.
1) Деформация тела
2) Сохранение формы твердого тела.
3) Свойства прочности, упругости, твердости и т.п.
4) Опыт со стеклами, смоченными водой.
Мы с вами определили основные положения МКТ, теперь давайте определим параметры молекулы. Мы знаем, что молекулы и атомы очень малы и соответственно имеют очень маленькую массу. Поэтому измерять ее в килограммах не очень удобно. Во всем мире было принято сравнивать массу молекул с 1/12 массы атома углерода. Эту единицу измерения назвали атомной единицей массы и она равна: 1а.е.м.=1,66•10-27 кг.

Так же есть величина, которая характеризует относительное число количества атомов и молекул в теле – это количество вещества. Измеряется эта величина в молях. Запишите формулу: ν=N/NА
В этой формуле, N – количество молекул в данном теле, NА – число Авогадро – это количество молекул иди атомов в одном моле вещества. Для любого вещества эта величина одинаковая и постоянная - NА=6,02*1023моль-1

Молярная масса – это масса вещества, взятого в количестве 1 моль : М=m0*NА

Запишите еще несколько формул, которые пригодятся нам при решении задач и которые связывают все записанные нами величины.

Далее обучающимся предлагается решить несколько несложных задач. К доске по желанию выходит один человек для решения, остальные выполняют в тетради. Преподаватель помогает, формулы на доске.

В конце урока, обучающимся предлагается решить кроссворд.
3. Выставляются оценки некоторым ученикам, записывается и разъясняется домашняя работа.


Дата публикации: 24.09.2013
Автор:
Дудина Надежда Игнатовна, ГБОУ СПО МО "ЛиДИТ". Опубликовал: naдia
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar