Просмотров: 14506  |  Загрузок: 4070  
Оцените: 4.0/26
скачать

Учитель физики и математике
МОУ СОШ №2 с. Приволжье
Самарской области
Лёвина М.А.

Тема урока: « Электрический ток и человек».
Цель: выяснить природу происхождения электрического тока, действия которые он производит, закрепить знания об условиях существования электрического тока.
Задачи:
Образовательные:
А) знакомство с новым материалом:
- выяснить природу электрического тока
- действия, которые он производит;
Б) продолжение работы по формированию навыков учащихся:
- анализ источников информации;
- навыков экспериментальной работы;
- навыков работы в группе;
В) закрепление знаний и умений:
- ранее изученного материала;
- умение решать задачи.
Воспитательные:
А) воспитание мировоззренческих понятий:
- причинно-следственные связи в окружающем мире;
- о познаваемости окружающего мира и человечества.
Б) нравственное воспитание:
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки
- воспитание этики групповой работы
Развивающие:
А) развитие навыков и умений:
- умение классифицировать и обобщать;
- умение формулировать выводы по изученному материалу.
Б) развитие самостоятельности мышления и интеллекта
В) развитие грамотной устной речи
Г) развитие навыков практической работы.

Педагогическая технология – здоровьесберегающая.
Тип урока – интегрированный.
Дидактические материалы и оборудование:
проектор, экран, компьютер, электрометр, гальванометр, электромагнит, набор грузиков, штатив, раствор медного купороса, электродвигатель, медные и железные петли, яблоко, огурец, лимон, таблица «Действие электрического тока на человека», «листы самоконтроля», презентация «Электрический ток в живой природе».
В кабинете парты расставлены для работы в группах (по 4-5 учащихся в каждой группе)
1.Подготовительный этап:
Здравствуйте ребята. Посмотрите на экран. (Слайд)

Что объединяет все эти фрагменты. Правильно электрический ток. Тема нашего урока сегодня «Электрический ток и человек». Запишите ее в тетрадь (Слайд ). Мы с вами выясним природу электрического тока, закрепим знания об условиях существования электрического тока, узнаем есть ли ток в живых организмах. На экспериментах выясним какие действия производит электрический ток.
2.Ведение нового материала.
Для этого проведем несколько экспериментов.
Эксперимент 1.
Зарядим 1 электрометр и соединим его с таким же, но незаряженным. Что происходит? Второй электрометр показывает наличие заряда? (Да)
Заряд перенесен свободными зарядами – электронами, движущимися по проводнику.
Слайд .
Опр.: Электрическим током наз. Упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Слайд .
Чтобы существовал электрический ток необходимо:
1. Наличие свободных заряженных частиц.
2. Наличие электрического поля (поле создают источники тока).
3. Увидеть электроны в проводнике невозможно. Как же можно обнаружить электрический ток? (Ток обнаруживается по действию, которое он производит.)
Слайд.
Действие электрического тока:
1. Тепловое.
2. Химическое.
3. Магнитное.
4. Механическое.
5. Физиологическое
Эксперимент 2.
Присоединим к источникам тока. Что ты чувствуешь? (Тепло). Какое действие тока мы наблюдаем? (Тепловое)
Эксперимент 3.
В сосуд с электролитом, в качестве которого используем медный купорос, опустили два угольных электрода и подключили их к источнику тока. При этом мы увидим, что катод постепенно покрывается красным слоем меди, а на аноде выделяются пузырьки газа.
Эксперимент 4.
Возьмем электромагнит и подключим его к источнику тока. Он притягивает железный якорь. Мы можем повесить грузики и увидим, что электромагнит их удержит. Мы видим магнитное действие тока.
Эксперимент 5.
Возьмем электродвигатель присоединим его к источнику тока. Его якорь начнет вращаться и может поднять шарик. Какое это действие? (Механическое).
Физиологическое действие.
При прохождении через живой организм ток вызывает сокращение мышц.
Давайте вспомним как связаны ткани человека и электрический ток, для этого послушаем рассказ учениц.
Презинтация «Сопротивление тканей организма человека»
(Слайд)

Релаксация.
Ребята, скажите где в природе вы можете видеть очень яркое проявление электрического тока. ДА, это молния. Посмотрите на экран ( Слайд – шоу «Молнии») и послушайте прекрасную музыку А. Вивальди.
Слайд.
Немного расслабились, а теперь вернемся к теме урока.
Если в цепи устанавливается электрический ток, это означает, что через поперечное сечение проводника все время переносится электрический заряд. Заряд, перенесенный в единицу времени служит основной количественной характеристикой тока, называется силой тока.
Сила тока величина скалярная. Она может быть как I>0, если направление тока совпадает с условно выбранным положительным направлением вдоль проводника, в противном случае I<0.
Динамическая пауза.
Игра «Составь формулу».
Для этого ребятам раздаются конверты с квадратики с обозначением физических величин, алгебраическими действиями. За одну минуту из этих карточек группы должны составить формулы. За каждую формулу команда получает жетон.
( Формулы Сила тока, напряжение , сопротивление ).

Игра «Поставь на место».
Ребятам раздаются карточки, которые они должны расставить в таком порядке: масса 200 г =0.2 кг. За каждую правильно составленную строчку группа получает жетон (Результаты сравниваются с правильными ответами на слайде 34)
Задание (необходимо разрезать и перемешать эти прямоугольники):
Сопротивление 2 кДж =200000 А
Работа 0.2 ГВт =2000 В
Сила тока 200 мА =0.0002 Ом
Мощность 200 мкКл= 200 Кл
Заряд 0.2 кВ =20000 Дж
Напряжение 0.02 МОм =0.2 Вт
Ответ:
Сопротивление 0.02 МОм =20000 Ом
Работа 2 кДж= 2000 Дж
Сила тока 200 мА= 0.2 А
Мощность 0.2 ГВт =200000 Вт
Заряд 200 мкКл =0.0002 Кл
Напряжение 0.2 кВ= 200 В

3. Закрепление знаний учащихся.
Работа в группах.
У вас на столах лежат листочки с задачами и таблицы «Действие электрического тока на человека».
Задание: Каждая группа получила по задаче. Вы должны ее решить и сделать вывод с помощью таблицы, лежащей у вас на столах, после этого один из членов группы покажет решение на доске.

Задача 1.( для 1 группы)
Смерть человека может наступить при силе тока 0,1А. Какое этому соответствует смертельное напряжение. Если сопротивление тела человека 100000 Ом (1500 Ом).
Вывод: Смерть человека может наступить при высоком напряжении и большом сопротивлении, так и при низком напряжении и малом сопротивлении. Следовательно, все зависит от состояния кожи.

Задача 2. (для 2 группы)
Какой ток в осветительной сети напряжением 220 В, если сопротивление тела человека 100000 Ом ( 1500 Ом).
Вывод:
1.При большом сопротивлении тела человека наступит сильное дрожание пальцев рук.
2.При малом сопротивлении тела человека наступит смерть.

Задача 3.(для 3 группы)
Так, гигантский электрический скат создает напряжение (в разряде) 50-60 В, нильский электрический сом – 350 В, а угорь – электрофорус – свыше 500 В.
Вывод:
При постоянном токе человек с малым сопротивлением почувствует сильное жжение руки, а человек с большим сопротивление ничего не почувствует.

Ребята, как видно из задач и из жизни очень часто удар электрическим током может привести к смертельному исходу. Поэтому очень важно знать правила оказания первой медицинской помощи. Послушаем рассказ Шестухиной Марии и посмотрим на экран.
Презентация «Первая помощь при поражениях Электрическим током» (Слайд)

Исследовательская работа (Слайд )
А теперь проведем небольшое исследование « Странные источники тока» (по группам)
1. Поместить на расстоянии 2 - 3 см друг от друга медную и железную петли на поверхности лимона, огурца, яблока ( погрузив на 1 – 1,5 см ).
2.Соединительными проводами подключить к чувствительному гальванометру.
3. Результат записать и объяснить.
4. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
У вас на столах лежат «листы самооценки». Оцените свою работу по 10-ти бальной системе.
«Листы самооценки»
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
1.Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов.
Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов.
Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов.
2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов.
Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.
Не справился 4 – 6 баллов.
3.Участие в презентациях.
Участвовал – 9 – 10 баллов.
Не участвовал - 4 - 5 баллов.
4.Как работала подгруппа?
Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов.
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 5 баллов.
5.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Домашнее задание: (Слайд)
1.Учить - п. 102
2.Трехуровневое задание. Сборник задач:
А: № 776,
Б: № 778
В:№ 785, 786
Пора подвести итоги нашего урока. Какой по величине ток создает один движущийся направленный электрон? Практически никакой. Если направлено будут сдвигаться много электронов? Сила тока уже будет значительной, она может заставить работать электрический двигатель, телевизор, электроплиту. Почти так и в жизни. Что мог сделать сегодня один человек? И что сделали мы сегодня все вместе. Спасибо за урок.

Дата публикации: 22.04.2010
Автор:
Лёвина Марина Александровна, tatypankina@yandex.ru, МОУ СОШ №2 с. Приволжье Самарской области. Опубликовал: марго
Комментарии
Всего комментариев: 1
avatar
1 Людмила • 18:40, 13.11.2010
большое спасибо за предоставленный материал.Раньше для составления формул использовала бумажный носитель, теперь появилась возможность проверять слабых учеников у доски
Оставить свой комментарий о материале:
avatar