Просмотров: 26117  |  Загрузок: 3696  
Оцените: 3.6/40
скачать

План-конспект урока по физической культуре на тему: "История Олимпийских игр"
6 класс
________________________________________

• Учитель: Краснослободцева Лилия Ириковна


Вид урока: теоретический.
Цель:

oСоздать общее представление об Олимпийских играх.
oСпособствовать формированию эстетического отношения к искусству.
oВоспитание волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой, патриотизма.
• Оборудование и инвентарь: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитная доска
• Музыкальное сопровождение: Моцарт В. А., Симфония № 40; Бетховен Л. В., Лунная соната; Паганини Н., Скрипичный концерт. Мэй В., Summer; Бах Фуга – токката в до минор. G.Norris, La Chanson d’ Orhee; Челси «Россия - Чемпионка».
• Место проведения: кабинет.

ХОД УРОКА
Звучит музыка: Моцарт В. А., Симфония № 40; Бетховен Л. В., Лунная соната; Паганини Н., Скрипичный концерт.
I. Приветствие. Античные Олимпийские игры.
Олимпийские игры— крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года.
Как же оно всё–таки возникло – это легендарное, это удивительное явление под названием Олимпийские игры? Мы знаем, что мировое сообщество развивалось собственным трудом и старанием, и притом очень небыстро – веками, тысячелетиями отмывало, оттирало свою тёмную некогда звериную душу, учило, образовывало свой узкий первобытный ум. Вот появился великий изобретатель колеса. Потом пришёл великий Архимед, затем великий Ньютон и не менее великий Эйнштейн… То есть что я хочу сказать? Выражаясь строго, «процесс развития человечества был постепенно-поступательным». И это мы с вами проследили на примере истории физики.
Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки и доделки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» таинственного Гомера. Но такие «сразу совершенные» творения возникали не только в древности. Можно назвать музыку Моцарта и Бетховена, которую мы сейчас слушаем. Стихи Лермонтова, произведения Пушкина. А кроме того картины великих художников Боттичелли и Да Винчи. И только взгляните на здания великих архитекторов.
Про творения эти ничего и сказать-то невозможно. Только головой покачаешь: «Надо же… Воистину божественно!».
Вот к таким «сразу – совершенным» творениям человечества надо отнести и идею Олимпийских игр… Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и… ухудшалась. Но не это важно. Осталось главное – именно сама идея бескорыстных, честных, до конца товарищеских игр.
В течении всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, который составлен из важных слов и понятий в истории Олимпийских игр. Внимательно слушаем и записываем.

И первый вопрос: какая страна является родиной Олимпийских игр – Греция.
Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща Альтис, расположенная вдоль реки Алфей. Место выбрано очень удачно. Все постройки и ранние и поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром – возведены в ровной долине, обрамлённой мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливается на время Олимпийских игр. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.
Такова Олимпия, колыбель игр.

Здесь же, у подножия горы Кронос до сих пор зажигается Олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Установлено с очевидной бесспорностью, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. до нашей эры.

Но кто же является основателем Игр? Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почётнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Так одна из легенд утверждает, что придумал и организовал первые Игры не кто иной, как знаменитейший сын Зевса, тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов – Геракл. Причём легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции – «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в наши, современные единицы, то получится 192 м 27 см. Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревновании. Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Например, панкратион – довольно-таки суровый вид спорта, соединивший в себе борьбу и кулачный бой. Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нём принял участие сам Геракл. И победил!

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. В соревнованиях имели право принимать участие только свободные люди и только мужчины. Победители в отдельных видах соревнований – Олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком. Причём въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Имя победителя – олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Их ждала бессмертная слава не только в своём родном городе, но и во всём греческом мире.

Игры помогали грекам не столько хорошо воевать, сколько хорошо… дружить – регулярно встречаться, общаться. Кроме прикладного значения греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физкультурой хотя бы для себя! О некультурном человеке греки говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!».

Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет 292 раза. В 394 г. н.э. римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.

II. Возрождение Олимпийских игр.

Звучит музыка: Мэй В., Summer; Бах Фуга – токката в до минор.

По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь, когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Всё чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени, т. е. последней четверти ХIХ века, робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы. Олимпийские игры просто должны были состояться!

Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы. А кроме того, нужны немалые средства, а также необходимы единые правила, которые своей объективностью подходили бы всем. Главное же – нужен был человек, который бы положил на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашёлся. Его звали… Пьер Де Кубертен. Олимпийские игры современности обязаны своим возрождением этому французскому общественному деятелю, педагогу, историку барону Пьеру Де Кубертену.

Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй. Ещё больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще – то дело это хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает, пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.
Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Пьер Де Кубертен говорил столь убедительно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.
И вот 23 июня 1894 года на Конгрессе в Париже был создан Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран. МОК решил, что в апреле 1896 г. в столице Греции – Афинах пройдут первые Олимпийские игры современности! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера Де Кубертена!

Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образование Международного Олимпийского Комитета. Организация объединённых наций объявила год 100–летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и Олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие. День 23 июня традиционно отмечается в десятках стран мира, в том числе и в России, как Олимпийский день.

Пьер Де Кубертен не был поэтом, но написал одно прекрасное стихотворение – «Ода спорту».
В «Оде спорту» девять глав. Одна из них называется «О, спорт! Ты – мир!». Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев. В своём произведении Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятны каждому спортсмену. «Спорт! Ты вестник мира! Стоит тебе улыбнуться,
стоит пройти по страна мупругой радостной походкой,
и над землёй разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны
протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг !»
Теперь каждый знает олимпийский символ: пять разноцветных соединенных колец, символизирующих единство пяти сторон света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. Девиз: Быстрее, Выше, Сильнее. Перед началом состязаний спортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традиции зажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разные страны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения игр очередной Олимпиады. Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх.Всё это было задумано Пьером Де Кубертеном!
Ближайшие Олимпийские игры начнутся уже совсем скоро 8 августа 2008 г. в 8 ч. 8 мин.и пройдут в Пекине - столице Китая. 26 апреля 2007 года в Пекине, МОК объявил программу проведения Эстафеты олимпийского огня. Девиз эстафеты — «Путешествие Гармонии». Эстафета, которая началась за 137 дней до открытия Олимпийских игр, будет самой продолжительной за всю историю Олимпийских эстафет (137 000 км). Из Олимпии Огонь прошёл вдоль территории Греции и 31 марта прибыл в Пекин. Из столицы Китая Огонь отправился в путь по всем континентам, за исключением Антарктиды. Эстафета пройдёт также по городам Великого шёлкового пути, символизируя древние связи Китая с остальным миром. Огонь пройдёт через 22 города мира, и через множество городов Китая. Олимпийский факел имеет стандартные размеры и сделан в традиционном китайском стиле. Факел сконструирован так, что он не угасает при ветре в 65 км/ч и ливне в 50 миллиметров в час. Эстафета завершается на центральном стадионе столицы игр, в конце церемонии их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.
Программа современных Олимпийских игр значительно отличается от программы античных Игр. На Олимпиаде в Пекине 2008 будет разыграно 302 комплекта медалей (165 мужских, 127 женских и 10 смешанных) в 31 видах.
• Лёгкая атлетика — совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
• Гимнастика: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте.
• Спортивные игры: баскетбол; футбол; волейбол, пляжный волейбол; гандбол; хоккей на траве; бейсбол - исключен из программы Летних Олимпийских Игр. Решение вступает в силу начиная с олимпиады 2012 года в Лондоне
• Теннис; настольный теннис; бадминтон.
• Водный спорт: плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло
• Бокс; борьба; дзюдо; тхэквондо; тяжёлая атлетика
• Стрельба пулевая; Стрельба из лука; Стрельба стендовая. И другие виды спорта: велосипедный спорт, гребля академическая ; гребля на байдарках и каноэ; конный спорт; парусный спорт; фехтование.
III. Зимние Олимпийские Игры 2014 г.

Звучит музыка: G.Norris, La Chanson d’ Orhee; Челси «Россия - Чемпионка».
Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения Зимних олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
Зимние олимпийские виды спорта:
• Лыжный спорт: горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл; биатлон.
• Конькобежный спорт: конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек.
• Хоккей с шайбой.
• Санный спорт. Бобслей: бобслей, скелетон.
• Кёрлинг.
Зимних олимпийских видов спорта значительно меньше, чем летних. Поэтому продолжительность зимних игр — не больше 10 дней, а летних - не больше 15.
В кроссворде у нас осталось лишь одно неразгаданное слово: «Столица Зимних Олимпийских игр 2014 г.» Место проведения Олимпиады выбирает Международный Олимпийский Комитет. В 2007 г. МОК постановил, что право на организацию и проведение XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года предоставляется городу СОЧИ, Россия. Если вы помните, то это событие праздновалось не только в самом городе Сочи, но и во всей стране. И сейчас идёт огромная подготовка к Олимпиаде, строительство спортивных объектов. Мы с вами будем свидетелями, а у вас даже есть возможность стать участниками этих Олимпийских игр.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, подведём итоги урока. Мы с вами разгадали кроссворд, который составлен из важных слов и понятий в истории Олимпийских игр. Сегодня мы узнали, что с древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времён и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что Олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире, который не знал - бы, что такое Олимпиада или не видел соревнования по телевизору. Спорт играет всё большую роль в жизни людей!
Домашнее задание: подготовить буклет (по образцу кроссворда) – рекламу одного из олимпийских видов спорта: девочки – летние виды, мальчики – зимние. (В буклете должен быть рисунок, краткое описание вида спорта, из которого следует что этот вид лучше, чем все остальные).



Дата публикации: 10.01.2010
Автор:
Краснослободцева Лилия Ириковна, lilya.krasnoslob@mail.ru, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изуч. Опубликовал: Likkka
Комментарии
Всего комментариев: 2
avatar
2 петя • 19:21, 14.02.2012
ГДЕ И КАК КАЧАТЬ!?
avatar
1 Екатерина_П • 20:00, 14.01.2010
Свидетельство на данную работу не может быть выдано до внесенения в презентацию следующих изменений:

1. Указать источники всех фотографий, которые вы используете в презентации.
2. Оптимизировать изображения презентации.

По презентации:

Мне кажется, что на первом (втором?) слайде и слайде про факел неудачно выбрана анимация текста - анимация идет долго и привлекает слишком много внимания именно к себе самой, а не к тексту.

На слайде Картины Боттичелли - текст заголовка скрывается за изображением.

И фраза "Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физкультурой" вызвала ряд соображений:

1) не физкультурой тогда, а физической культурой
2) в данной фразе идет непедагогическая установка о том, что дети ленивы, что лениться - это нормально, ведь вы обращаетесь сразу ко всем ученикам класса
3) а для кого еще можно заниматься физкультурой

В целом разработка содержательная и может быть полезна коллегам.

Прошу изменить презентацию в соответствии с Правилами и выслать ее на tyapuhy@yandex.ru с указанием ссылки на эту страницу.

Оставить свой комментарий о материале:
avatar