Изображение
Просмотров: 17076  |  Загрузок: 3169  
Оцените: 3.6/12
скачать

Разработка урока по географии 8 класс.
учителя Булыгиной Л.Н.
МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)

 

Тема: Образование почв и их разнообразие.
Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.
2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.
3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.
Формы: групповая.
Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.
I Организационный момент. Объявляю цель урока.
II . Изучение нового материала.
Почва и ее состав.
Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:
• Что такое почва? (слайд 5)
Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :
• минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
• органическое вещество (до 10 wacko
Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :
• вода (25–35 %).
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):
• воздух (15–25 wacko
Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. (слайд 9)
Почвообразующие факторы.
Вопрос классу.
• Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)
На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:
1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)
2.появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)
3.деятельность растений. (слайд 13)

В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.
Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».
4. деятельность живых организмов. (слайд 14)
В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)
5. рельеф местности
Механический состав почвы.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)
Почвы

глинистые суглинистые песчаные супесчаные

тяжелые легкие

Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они со¬стоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)

Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)
Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).

Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и эле¬менты питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом на¬ходят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе по¬чва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но не¬обходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)

Структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)

Почвы
Структурные Бесструктурные

• Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
• имеют комковатую структуру
• в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
• по механическому составу глинистые и суглинистые
• кислотность нейтральная • Недостаточно разрыхлены
• состоят из мелких пылевых частиц
• впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
• поэтому они не плодородны
• по механическому составу супесчаные и песчаные
• кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
• супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);

Основные свойства почвы: (слайд 23)

• плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
• структура.

Строение почвы. (слайд 24)

Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.

III Повторение.(слайд 25)
1.Что такое почва?
2. Назвать почвообразующие факторы?
3. Какие различают почвы по механическому составу?
4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?
5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?
6. Какими свойствами обладает почва?
7. Что такое плодородие почвы?
8. Что такое гумус?
IV. Выставление оценок.
V Д.з.



Дата публикации: 30.11.2010
Автор:
Булыгина Людмила Николаевна, г.Тольятти МОУ сш № 94. Опубликовал: алмаз
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar