Просмотров: 7518  |  Загрузок: 703  
Оцените: 5.0/4
скачать

СПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.

Кошкина Анастасия Юрьевна, Дворянинова Юлия Сергеевна,
Руководитель Булыгина Л.Н., учитель географии МОУ сш № 94,

Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет - нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых,
Нам видеть и помнить дано навсегда!

Самарская область обладает богатым историческим и культурным наследием, является экономически развитым регионом и крупным транспортным узлом России. Живописный ландшафт, уникальный природный комплекс - Самарская Лука, Жигулевские горы, месторождения лечебных и столовых вод, создают благоприятные условия для развития инфраструктуры санаторно-курортного комплекса, для развития круизных типов путешествий. Культурно - историческая специфика территорий, на которых проживают представители более 40 национальностей, способствует развитию культурно- образовательного (познавательного) туризма.

Отдых в экологически чистых и привычных с детства местах год от года становится все более популярным как у среднего россиянина, так и у состоятельных путешественников, немало поездивших по миру в поисках новых впечатлений.

Но если в советские времена многие выбирали турбазы Самары, по сути, только из-за отсутствия других отпускных предложений в закрытом регионе, то сегодня главными критериями становятся – уникальная природа Волги и Жигулей, транспортная и экономическая доступность региона, высокий уровень комфорта и сервиса на реконструированных и вновь построенных турбазах Самары, разнообразие экскурсионных предложений и развлекательных программ.

Немаловажен и тот факт, что на турбазы Самары, в отличие от зарубежных курортов, можно приехать не только в отпуск, но и в любой уик-энд. Приехать с компанией друзей, чтобы порыбачить и отправиться на джип-сафари по Жигулям. Приехать с детьми, чтобы посетить крупнейший в стране аквапарк «Виктория» и вдоволь покупаться в Волге. Приехать в одиночку, чтобы провести несколько дней наедине с нетронутой природой Жигулей. Сегодня турбазы Самары позволяют каждому выбрать свой вариант отдыха, исходя из его интересов, привычек и финансовых возможностей.

Туризм всегда был для людей источником поиска нового и интересного. Во времена СССР на туристической основе создавались целые системы организаций. Желающих обучали всему, что пригодится туристу. Всё это раньше имело государственную основу, а сейчас все туристические базы отданы на откуп тур агентствам. Из книги «Вам туристы» И.М. Распопова.

Общеизвестно, что туризм - это мощное средство массового политического культурного и физического развития. Но теперь это определение недостаточно полно. В настоящее время, как никогда, возрастает значение активной воспитательной роли туризма. В туризм мощным потоком хлынула молодёжь. Для них туризм - это школа воспитания характера, приобретения многих полезных жизненных навыков, формирование взглядов и убеждений. Но воспитательная роль туризма будет ограничена. Если не наполнить его глубоким содержанием, если не использовать его жизненную и познавательную ёмкость, целевую направленность и другие возможности.

Туристы никогда не были пассивными созерцателями красот природы. Они постоянно ведут подробные записи в своих дневниках. Они вдумчиво ищут объяснения многим явлениям и процессам, наблюдают природу, изучают родную страну.

То есть туризм является неисчерпаемым источником и универсальным средством социализации и воспитания молодежи.

В нашей стране за два десятилетия произошли кардинальные перемены. Наша исследовательская группа предположила, что и в использовании рекреационных ресурсов также произошли изменения, по крайней мере, в том аспекте, что изменились потребности, а вместе с тем и весь мотивационный комплекс, связанный с востребованностью рекреационных ресурсов какой-либо географической зоны. Мы предполагаем, что для более разностороннего воспитания личности необходимо выстроить систему, способную поднять ценностный смысл использования и реализации рекреационных ресурсов Самарской области.

Составными частями целостного процесса формирования личности и основными направлениями организации воспитательной работы с учащимися является умственное, нравственное, эстетическое и физическое образование. Первым этапом и стимулирующей основой процесса воспитания личностных качеств является возбуждение у учащихся желания и стремления к своему совершенствованию, формирование положительных потребностей и мотивов деятельности и поведения как внутренних факторов активности личности. «Это значит, что прежде чем воспитывать у учащихся какие-то качества, свойства и отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них потребность в этих качествах, свойствах и отношениях, сформировать у них стойкие внутренние побуждения (мотивы) к приобретению этих качеств, свойств и отношений».

Потребности и мотивы формируются в стихийно складывающихся условиях практической деятельности и общения учащихся, а также в специально создаваемых педагогом ситуациях, которые позволяют им обнаружить и осмыслить недостатки в своём развитии. В этой связи перечислим некоторые педагогические условия и методические приёмы, которые возбуждают у учащихся переживания внутренних противоречий, способствуют воспитанию положительных потребностей и мотивов и вызывают активность в формировании определённых качеств личности: проведение разъяснения работы с учащимися; предъявление конкретных педагогических требований к поведению и деятельности учащихся; демонстрация образцов поведения и деятельности учащихся; постановка и актуализация целей и задач совместной деятельности и вовлечение всех учащихся в их реализацию; удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся, предоставление им возможности проявить себя в деятельности; контроль за поведением и деятельностью учащихся; проявление чуткости и уважения к учащимся. установление с ними доброжелательных отношений и сотрудничества.

Второй этап процесса воспитания связан с организацией познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний и формированием на их основе интеллектуально-чувственного компонента личностных качеств. Для этих целей используются следующие методические приёмы: формирование у учащихся не только представлений, но и понятий о социальных нормах и правилах поведения; учёт интегративного характера воспитания личностных качеств и обеспечение содержательного разнообразия разъяснительной работы; учёт влияния возрастных особенностей учащихся на организацию их познавательной деятельности.
Третий этап процесса предполагает организацию разнообразной деятельности общения учащихся и формирование поведенческо-волевого компонента личностных качеств. Только так можно руководить выработкой и закреплением в поведении учащихся определённых действий и поступков, т.е. целенаправленно воздействовать на поведенческо-волевую сферу личности, формировать у неё не только отдельные умения, навыки и привычки, но и целостные личностные качества.

Как уже было сказано выше, использование рекреационных ресурсов, и его основная форма – туризм, является универсальным средством.

Из Российского Энциклопедического Словаря (т. 2, 2000) - самого крупного и современного энциклопедического издания в нашей стране, следует:
Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja - отдых, с латыни recreation - восстановление) - это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Рекреационная география - 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени;
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В.А. Квартальнов приводит следующие определения данному понятию [Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма, 2000].

Рекреация – это расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды; цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же - это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм, этнотуризм.

Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:
«образ» - отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;
«ситуация» - характеризует систему рекреационных занятий;
«след» - определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.
Результат рекреационной деятельности можно выразить в следующих значениях:
1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья.
2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме саморегуляции человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их.
3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса.
Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю - от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю - субъективную, духовную - свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость.
4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.

Самарская область обладает обширным рекреационным потенциалом, который способен обеспечить развитие рекреационных ресурсов области на самом высоком уровне.

Самарская область -этот уникальный комплекс живой природы характеризуется неповторимыми формами рельефа, своеобразным микроклиматом, наличием интереснейших геологических образований, многочисленных природных и исторических памятников. Здесь расположен Национальный парк «Самарская Лука», а также Жигулевский государственный заповедник имени И.И. Спрыгина.
Самарская Лука – это горный кряж, образующий волжскую излучину (луку) протяженностью до двухсот километров от устья реки Усы до села Переволоки. «Жемчужина России», «Волжская Швейцария» - эти и подобные сравнения нередко встречаются в описании Жигулей и Самарской Луки.

Не меньше интерес вызывают Жигулевские горы. Сколько здесь мест, овеянных легендами и преданиями! История Жигулевских гор неразрывно связана с именем Степана Разина и его вольных казаков.

Одно из любопытных созданий природы – пещеры. Есть две примечательные пещеры одна в Жигулевских шорах – пещера Степана Разина, другая расположена в Сокольих горах – пещер Братьев Греве.

Жигулевский заповедник расположен на Самарской Луке — полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении. В Жигулевский заповедник входит центральный массив Жигулей, ограниченный с запада Морквашинской, а с востока — Ширяевской долинами. Отдельные отроги и выступы Жигулевского хребта имеют местные названия.

Таким образом, в истории Самарской Луки причудливо переплетаются легенды о разбойниках и предания о святых местах, повествующих о столь противоположных понятиях, как охота за наживой и забота о душе, жажда богатства и стремление к духовному очищению, делая это место достойным интереса и внимания каждого туриста. Посещение этих мест позволит отвлечься от повседневной суеты и по-новому взглянуть на заповедные места Самарского края.

Мягкий климат Среднерусской равнины, Волжский бассейн и живописная природа, минеральные источники, лечебные грязи, а также богатая история о легендах и былях Жигулей делают наш край достойным интереса и внимания каждого туриста. Посещение этих мест позволит отвлечься от повседневной суеты и по-новому взглянуть на заповедные места Самарского края.

Сегодня большинство клиентов, покупающих путевку на базу отдыха, интересуются не только условиями проживания, но и программой, чем они смогут заняться помимо отдыха на воде и прогулок по живописным окрестностям? Особую актуальность этот вопрос приобретает за рамками летнего сезона. И достойно отвечая на него, турбазы Самары предлагают своим клиентам спортивные залы и игровые площадки, бассейны и маршруты активного туризма, бильярды и сауны, по зиме катки и оборудованные лыжные трассы. Среди турбаз Самары есть и такие, которые располагают специально оборудованными склонами для занятий горными лыжами, сноубордом, катанием на санках. Весь спортивный инвентарь можно взять напрокат, а первые спортивные навыки получить у опытного инструктора.

Некоторые турбазы Самары позволяют совместить расслабление на природе с экскурсионной программой. Несколько десятков обзорных, исторических, природоведческих и культурных и развлекательных маршрутов – на выбор клиентов. Например, гостевой дом «Бурлацкий стан» в знаменитом поселке Ширяево в Жигулевских горах, где русский художник Репин делал наброски для своих знаменитых «Бурлаков на Волге», дает возможность свои постояльцам побывать и в новом музейном комплексе, расположенной в селе, и посетить заброшенные штольни, и проехать по горным склонам на лошадях, велосипедах, джипах. Туда, где рождается заря над Волгой.

Так что же является наиболее привлекательным для современного населения г. Тольятти?
Среди учеников 7-10 классов и взрослых была проведена анкета, с целью узнать, какие виды рекреационных ресурсов им известны, и кто где и как отдыхает. Анализируя результаты, мы получили следующие данные: на вопрос какие виды рекреационных ресурсов на территории Самарской области Вы знаете мы получили такие результаты:

Учащиеся: санатории – 100 %, турбазы – 84 %, пляж – 60 %, загородные лагеря отдыха – 51 %, горы – 45, лес – 27%, заповедники – 15 %, санатории – 100 %, турбазы – 84 %, пляж – 60 %, загородные лагеря отдыха – 51 %, горы – 45%, лес – 27%, заповедники – 15 %. Взрослые: лес – 100 %, санатории – 90 %, горы – 80 %, турбазы – 75 %. Из этих результатов мы сделали выводы, что:
1) учащиеся знают и называют больше рекреационных ресурсов, нежели взрослые;
2) все опрошенные называют в качестве ресурсов лес, горы, заповедники, пляж, что относится к природным ресурсам, а также турбазы, загородные лагеря, санатории, которые относятся к лечебно- оздоровительным ресурсам и местам организованного отдыха.
Таким образом, не называются ни одной из групп в качестве ресурсов: развлекательного и организованного отдыха (кино, театры, музеи и т.д.).

Следующим вопросом был: как Вы предпочитаете отдыхать, на этот вопрос мы получили такие ответы: учащиеся: с семьёй- 31%, индивидуально- 17,5%, организованно (по путёвке) - 32,5%, неорганизованно- 81%. Взрослые: с семьёй- 87%, индивидуально- 24%, организованно (по путёвке) 33%, неорганизованно- 18%.
Таким образом можно сделать выводы, что взрослые предпочитают отдыхать с семьёй, предпочитая при этом организованный отдых, а учащиеся неорганизованный, тем самым приобретая свободу и независимость от родителей.
Следующим вопросом был, какой вид отдыха вы предпочитаете.
Результаты приведены в виде таблиц.
Лечебно-оздоровительный
Санатории Профилактории Лагерь
Взрослые 51 48 20
Дети 82 33 20
Общие 133 81 40

Спортивный
Конный Лыжный Вело Водный Альпинизм Авиа Рыбалка Охота
Взрослые 12 21 40 24 12 33 24 3
Дети 76 75 93 87 68 43 76 25
Общие 88 96 133 111 80 76 100 28

Познавательный
Взрослые 87
Дети 25
Общие 112

Таким образом можно сделать вывод, что в основном спросом пользуется лечебно оздоровительный отдых в санаториях среди учащихся. В спортивном виде отдыха в основном и учащиеся и взрослые предпочитают велоспорт, водный спорт и рыбалку, особенно это распространено у молодёжи.

Познавательный вид отдыха пользуется наименьшим распространением, так как в Самарской области уменьшается интерес к экскурсиям и походам в музей.

На вопрос о том, как вы проводите уик-энд, взрослые ответили на природе- 100%, в походах 80%, семья- 60%, на даче-100%, а учащиеся ответили, что предпочитают отдыхать на природе 27%, велоспорт- 80%, с друзьями-100%, в кафе или кино- 100%.
Таким образом можно сделать вывод о том, что взрослые предпочитают отдыхать на природе, т.к. суета повседневности давит на них, и они расслабляются на природе. А большинство учащихся предпочитают отдых с друзьями или велоспорт.

На вопрос о том, какое ваше любимое место отдыха среди учащихся лес ответили 50%, пляж 61%, турбаза- 28%, парк -100%, кино- 80%. Среди взрослых мы получили такие ответы: лес-60%, пляж-70%, турбаба-80%, дача- 100%, на р.Волге- 70%.

Из этих результатов можно сделать вывод о том, что среди взрослых большинство предпочитает отдыхать на даче или же турбазе, а среди учащихся в основном любят отдыхать в парке или в кино. Таким образом мы получаем, что дети не выезжают за пределы города, а в основном отдыхают в городе.

На последний вопрос о том, что их привлекает в отдыхе среди учащихся эмоции- 36%, красота ландшафта- 23%, приключения- 36%, лечение- 18%, общение- 81%, отдых 60%. Среди взрослых мы получили ответы эмоции- 27%, ландшафт- 27%, приключения-24%, лечение- 36%.

Таким образом складывается картина о том, что в основном учащиеся предпочитают неорганизованный отдых, где они могут пообщаться и отдохнуть. В основном жители Тольятти предпочитают неорганизованный отдых с целью тусовочного характера. Красота природы и ландшафта стоит почти на последнем месте. Люди используют природу в качестве места отдыха, а не местом любования и созерцания.

Фазы рекреации в нашем населенном пункте сложились следующим образом: «образ» - отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха; места отдыха - дача, турбаза, парк, кафе, кино, форма – неорганизованный отдых.

«Ситуация» - характеризует систему рекреационных занятий: общение в компании друзей.
«След» - определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания: мало привлекает респондентов как взрослых так и детей.

Таким образом, можно сделать выводы, что природно-рекреационные ресурсы служат только как средство отвлечения от повседневных проблем и выезд на природу только ради веселья с друзьями и коллегами. У взрослых людей типично преобладает выезд на дачу, а у молодёжи это походы в лес или выезд на турбазу.

Исследуя данные тестов ценностно-личностных ориентаций, проводимых в нашей школе психологами в разные годы, мы убедились в том, что в основном красота ландшафтов интересна и привлекает людей, занимающихся художественной деятельностью. Художники, постоянно выезжающие на пленер, любуются красотами нашей области, изображая их на своих полотнах тем самым, проникая в мир красоты и уникальности живой природы. Анализ показал, что в основном красота природы стоит на 1- 8 местах. В сравнение им мы посмотрели результаты учеников. не занимавшихся художественной деятельностью и увидели. что у них красота природы располагается на 15-18 местах. Это может говорить о том. что художники более приближены к природе, нежели люди не занимающиеся художественной деятельностью, любо вовсе не занимающихся никакой деятельностью искусства. сопоставив результаты 2001 и 2008 годов, мы убедились в том, что результаты очень похожи.

Рекреационные ресурсы в наше время служат только отдыхом. Со временем утраченные традиции тур слётов и походов ушли на руки коммерции. Почти все санатории на территории Самарской области принадлежат собственникам, а чтобы поехать на экскурсию нужно заказывать автобус и экскурсовода. Но традиция посещать экскурсии осталась только в школах, да и то уже сейчас многие предпочитают походы в кино или парк развлечений.

Мы предлагаем решить эту проблему путём создания в школах туристических кружков. Прививание любви к Родине и природе путём проведения в школах уроков истории родного города, его достопримечательностей и памятников культуры и искусства.

Список литературы

1. Алисов Н. В., Хореев Б. С. – Экономическая и социальная география мира – Москва, 2000 г.
2. Веденин Ю. А. Рекреационные ресурсы СССР. М. Профиздат, 1979 г.
3. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионолистика. М. Гардарики, 1999.
4. Веденин Ю. А. Оценка природных условий для организации отдыха. М. Меркурий, 1969 г.
5. Методическое пособие по курсу "Природопользование”: Кн. для учителя / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.
6. Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. М. Нолидж, 1996 г.
7. Голубчик М. М.– Экономическая и социальная география мира: Основы науки. – Москва, 2003 г.
8. Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма, 2000
9. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
11. . Косолапов А. Б. Туристическое страноведение. Владивосток. ДВГАЭУ, 1999 г..
12. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978г.
13. Максаковский В. П., Баринова И. И.– География: пособие для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2003 г.
14. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М., 1981.
15. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. - М.: Знание, 1971
16. . Преображенский В.С., Веденин Ю.А. Экология человека и организация рекреационной деятельности // Проблемы экологии человека. - М.: Наука, 1986.
17. Преображенский В. С., Шеломов Н. П. Проблемы использования естественных ресурсов для отдыха и туризма / Известия АН СССР. Сер. геогр., № 5, 1967.
18. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. – М.: Мысль, 1986.
19. Преображенский В.С., Веденин Ю.А., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Кривошеев В.М., Филиппович Л.С. Теория рекреалогии и рекреационной географии / Отв. ред. В.С.
20. Родионова, Буканова – Экономическая география, 2000 г.
21. Сенин В. С. Введение в туризм. М. Б. И., 1993 г.
22. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. Эколого-просветительский центр "Заповедники". М., 1997. - 160 с.
23. Рекреационное использование территорий и охрана лесов. /Нефедова В.Б., Смирнова Е.Д., Чижова В.П., Швидченко Л.Г./.М.; "Лесная промышленность", 1980.
24. . Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., "Мысль", 1990
25. Газета «Городские ведомости» 20.12.08г. Туризм в условиях кризиса.

Дата публикации: 17.09.2010
Автор:
Булыгина Людмила Николаевна, г.Тольятти, МОУ сш № 94. Опубликовал: алмаз
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar