Просмотров: 730  |  Загрузок: 16  
Оцените: 0.0/0
скачать

Существует мнение, что понимание  одаренности – как «дара Божия» ставит под сомнение возможность ее развития, поскольку этим даром, якобы, наделены единицы. Однако евангельская  притча о таланте[1] говорит о том, что каждый человек по-своему одарен, только этот дар в силу разных причин может реализоваться или так и остаться  лишь в статусе «возможности». Не случайно, одно из определений «одаренности» означает благоприятные внутренние предпосылки развития (6,3). При стечении неблагоприятных условий, которые ребенок не в состоянии преодолеть сам, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.

Это мнение подтверждает следующая позиция: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей. 

Это в полной мере относится к музыкальной одаренности. «Феномен музыкальной одаренности представляет собой сложноорганизованное многокомпонентное и разноуровневое целое - системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыканта». (1,43) Главным критерием музыкальной одаренности принято считать наличие музыкальности. Ее основным признаком многие исследователи отмечают переживание музыки как выражение некоего содержания. В этом случае, вряд ли можно говорить о существовании абсолютной немузыкальности.

Однако если рассматривать музыкальность как индивидуально - психологическое сочетание  и таких, более сложных способностей, как музыкальный слух и чувство ритма, то говорить о ее наличии можно лишь в процессе обучения и развития этих способностей. Иначе говоря, только в процессе овладения теоретическими и практическими навыками задатки развиваются и приобретают новые качества, формируя более сложную систему способностей.

В работе «Психология музыкальных способностей» Теплов убедительно показал, что понятие «способность» есть понятие динамическое и способность существует только в движении и развитии. Такую же точку зрения на проблему музыкально-инструментальных способностей высказал Б.Л. Яворский.  «Моторность, слух, ритм, - говорил он - только лишь свойства. Способности же - это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их».

Важно отметить, что в музыкальном обучении, помимо самого образовательного компонента, не менее важную роль играет наличие музыкальной среды, то есть тот слуховой опыт, который формирует комплекс эмоций, создающих, в свою очередь, базу для развития интеллекта. Сами одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды или обилие музыкально-слуховых впечатлений в раннем детстве.

В любом случае, судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению нельзя.  Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Так, если явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), то скрытая -   проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме.

Все вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что вне музыкально-образовательной среды даже самые прекрасные природные музыкальные способности могут остановиться в своем развитии, либо совсем не дать о себе знать, и музыкально одаренный ребенок  в дальнейшем таким уже являться не будет. Конечно, обученность – это не есть еще одаренность, но это основной фактор ее сформированности. Только системно организованное воспитание и обучение способно решить проблему выявления, стимулирования  и реализации музыкально одаренных детей.

«Дар творчества дан нам изначально, приумножение его вписано в сам замысел Божий о человеке, но дело самого человека, каким образом этим даром распоряжаться» (5, 378). С этими словами поэтессы О.Николаевой трудно не согласиться. Но пока дети еще являются таковыми, мы, родители и педагоги, берем на себя ответственность за реализацию их  дарования с целью дальнейшего осознанного выбора той предметной области, которая полностью отвечает их «божественному» предназначению.

Библиография

1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности//Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. М.,1983. 200 с. С. 26-44.

2. Детская музыкальная одаренность [Электронный ресурс]/ Коллекция рефератов Otherreferats. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00046653_1.html, свободный.

3. Детская одаренность [Электронный ресурс]/ Сайт Психологического центра «Адалин». Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml, свободный.

4. Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети//Семья и школа.,1990. N 3. 33 с.

5. Николаева О.А. Православие и свобода. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой лавры, 2002. 395 с.

6. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. М.С. Лейтеса М.: Изд. «Академия», 1996. 416 с.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика,1985. Т.1. 328 с.

 

[1] Евангелие от Матфея гл.25, 19-21, 24-28.



Дата публикации: 25.08.2015
Автор:
Лукьяненко Анна Викторовна, преподаватель, МУДО "Елшанская детская школа искусств". Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar