Просмотров: 2573  |  Загрузок: 84  
Оцените: 0.0/0
скачать

В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется понятие «духовно-нравственное воспитание».

Растет число научных публикаций, где используется это понятие, издаются методические и учебные пособия по формированию духовно-нравственной культуры школьников. При этом анализ их содержания показывает, что общее понимание духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось.

Определение понятийного аппарата, создание и согласование глоссария (тезауруса, словаря), выявление содержания понятий «духовность» и «нравственность» помогает педагогам выстроить систему духовно-нравственного воспитания. Последовательно рассмотрим содержание этих основных понятий.

Педагогически конструктивное понимание духовности предлагает А.М. Кушнир: «Духовность – это осознанная или выработанная в себе готовность к выходу за пределы прагматических смыслов, базовых потребностей и отношений».

Н.Н. Никитина считает, что духовность - это качественная характеристика сознания и самосознания  личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

В.В. Знаков определяет духовность как принцип саморазвития и самореализации человека.

В словаре по педагогике под духовностью понимается «выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других».

По мнению И.А. Галицкой, «духовность позволяет человеку выделять и определять себя среди других людей, в обществе путем самопознания и самоуправления» [1, с.38].

Рассмотрим содержание понятия «нравственность».

Н.Н. Лебедева определяет нравственность как «индивидуальную духовно-практическая сферу свободного бытия и саморазвития человека, добровольного выбора им поступков в соответствии с целеполаганием по критериям добра, гуманности, совести и личной ответственности на основе всеобщей и безусловной системы ориентиров, актуализирующихся личностью, составляющих принцип её бытия и неотделимых от содержания «Я» [8, с.15].

И.А. Галицкая считает нравственность «характеристикой поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы, общества и др.) в отношении соответствия определенным нормам (нормы нравственности, нравственные нормы, нормы морали)» [1, с.40].

Л.Л. Любимов уточняет, что нравственность «носит всеобщий характер, поскольку сосредотачивает идеал поведения, отношений, действий, поступков, запретов, самоограничений и т.д.» [11, с.114].

Исходя из всего вышесказанного, рассмотрим понятие духовно-нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Д.В. Григорьев понимает духовно-нравственного воспитание  как «углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими и высокими ценностями» [2, с.48].

Нам ближе понятие духовно-нравственного воспитания данное А.Я. Данилюком: «Духовно-нравственное воспитание предполагает «мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека» [3, с.40].

Важно подчеркнуть, что «общее гражданское духовно-нравственное воспитание школьников предполагает приобщение их к определенной сумме, совокупности общих (человеческих, гражданских) духовных и нравственных ценностей, тогда как духовно-нравственное воспитание школьников с учетом мировоззренческих и культурных особенностей их семей предполагает приобщение к целостным системам духовно-нравственных ценностей, определенному укладу жизни, системе морали» [1, с.44].

 «Общечеловеческие ценности», приоритет которых в государственной политике в области образования в настоящее время широко провозглашается, соответствуют таким понятиям в международных гуманитарных документах как «общепринятые нормы морали», «общепризнанные нормы морали», «нормы общественной морали» и т.п. — общие для большинства людей в данном социуме и в мировом сообществе в целом.

Основные такие общие для всех, «общечеловеческие» или общегражданские нравственные ценности также перечислены в Законе РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 2): жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье.

Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом современной государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.

Эти идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [5].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, конфессиями.

По мнению Л.Л. Любимова Концепция «отражает заказ (требования) со стороны общества к результатам личностного, метапредметного и предметного освоения ребенком основной образовательной программы, воплощаемых в результатах развития и воспитания его личности» [11, с.111].

Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) определили содержание системы фундаментальных социальных и педагогических понятий.

«Духовно-нравственное развитие личности – это развитие,  осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [5].

«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [5].

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Л.Л. Любимов отмечает, что «важно понимать, что средства духовного и нравственного воспитания личности ребенка в процессе школьного образования многообразны» [11, с.117].

К способам и механизмам духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника Л.Л. Любимов относит:

«- создание представления о балансе академических программ и программ, имеющих особый ценностный компонент;

- создание «портрета» каждого школьника с точки зрения его личных особенностей» [11, с.122].

Процессом становления, актуализации и развития духовно-нравственной культуры воспитанников управляет педагог.

По мнению И.А. Галицкой «развитие практики духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей как решение задач общего гражданского воспитания, так и свободное и добровольное приобщение детей к духовно-нравственной культуре их семьи, народа, мировоззренческой группы, — единственно правильное направление обновления воспитания в российской школе» [1, с.45].

Когда педагоги прогнозируют, создают, контролируют и анализируют результаты процесса духовно-нравственного воспитания, то ими чаще всего называют следующие: духовное, духовно-нравственное развитие человека.

Н.Н. Лебедева определяет духовное развитие как качественно специфическое в человеке, которое возникает в условиях общественной практики и самовоспитания. Личность духовна в той мере, в какой она задумывается о вопросах: что есть сущее и должное, добро и зло, совесть и честь, истина и заблуждение, идеал бытия, и стремится получить на них ответы.

Полагаем, духовно-нравственное развитие личности проявляется в формировании духовно-нравственной культуры человека, духовно-нравственных качеств личности воспитанника, его духовно-нравственной компетентности, которые могут быть его критериями.

Опираясь на исследование М.В. Городовой, предлагаем следующее понимание духовно-нравственной культуры – это результат процесса воспитания человека, обладающего моральностью, нравственностью, духовностью и обеспечивающего благодаря этим качествам освоение, сохранение и развитие достижений мировой культуры.

Сегодня существуют педагогические и социально-культурные предпосылки изменения отношения к духовно-нравственному воспитанию человека. Но, по мнению доктора педагогических наук Н.Н. Лебедевой,  «педагогика в исследовании данной проблемы находится преимущественно на эмпирическом уровне обобщения и комментирования. Настало время теоретического осмысления и практического воплощения возможностей воспитания духовно-нравственной культуры детей» [8, с.16].



Дата публикации: 13.11.2015
Автор:
Меньшенина Вера Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "Черемышская средняя общеобразовательная школа". Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar