Просмотров: 779  |  Загрузок: 26  
Оцените: 0.0/0
скачать

В настоящее время в связи с актуализацией проблемы взаимосвязи развития общества и содержания образовательной сферы все отчетливее проявляется тенденция педагогизации социума. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, негативного проявления молодежной субкультуры. Во избежание этого требуется корректировка ценностных ориентаций ребенка в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями [1]. Осуществить это возможно лишь в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей среды.

Абсолютное большинство исследователей (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик,  Л.И. Новикова, Т.Ф. Яркина) под педагогизацией социума понимают совокупность социально-педагогического целенаправленного системного взаимодействия государственных, общественных, частных институтов и организаций как субъектов социализации. Интересна точка зрения Л.И. Маленковой, которая под педагогизацией среды понимает «специальную заботу о создании воспитывающей среды». Разграничивая понятия «воспитывающая среда» и «формирующая среда», исследователь акцентирует внимание на совокупности «окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру». Важно, что педагог, используя факторы природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду [3].

Данное положение явилось основополагающим при постановке и попытке частичного разрешение проблемы педагогизации досуговой среды развлекательного центра семейного отдыха  Coral Beach Hotel, посредством обобщения личного опыта воспитателя-аниматора.

Термин «аниматор» несет в себе много значений. В общем смысле это специалист, занимающийся досугом приезжих гостей. Среди них могут быть профессиональные танцоры, спортсмены, актеры, но любой должен обладать главным умением – осуществлять продуктивное взаимодействие с людьми.

Среди аниматоров принято различать шеф-аниматора, топ-аниматора, аниматора спорта, взрослого и детского аниматора. Шеф-аниматор занимается административными вопросами. Топ-аниматор создает программу и корректирует ход работы других аниматоров. Аниматор спорта проводит уроки фитнеса, аэробики и шейпинга. Взрослые аниматоры занимаются досугом  гостей в возрасте от 15 лет и выше, а детские организуют отдых для юных гостей курорта: устраивают игры, викторины, разучивают детские песни и танцы. Следует заметить, что при многих отелях имеются детские клубы, где ребята проводят время под присмотром аниматоров пока их родители, например, находятся на длительной экскурсии. Такое содержание деятельности аниматора вовсе не должно носить мероприятийный, а культуротворческий  характер, способствовать самораскрытию ребенка в целенаправленно формируемой развивающей среде. Известно, что возможны, по крайней мере, два пути создания такой среды. Первый связан с педагогической интерпретацией природных и социальных факторов с помощью различных приемов: целенаправленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила...»), разъяснения непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благодаря тому, что наука достигла немалого...»), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе...»), организации наблюдения детьми предметов и явлений («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймете, что не так уж просты эти малюсенькие букашки...») и т.д. Второй нацелен на конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.

В условиях развлекательного центра по организации семейного отдыха целесообразно сочетать эти два подхода, так как деятельность детского аниматора специфична и включает в себя несколько специальных направлений: создание в «педагогическом пространстве» ребенка социокультурной среды развития; оказание педагогического влияния на семью как фактор воспитания; создание и развитие отдельного временного детского коллектива как среды обитания и самоактуализации; сотрудничество с объединениями детей и взрослых клубного типа. Следовательно, на первый план выходит социокультурная среда воспитания как фактор развития ребенка (подростка). В этом смысле заслуживает внимания идея В.А. Караковского, который, рассматривая влияние воспитательной среды на развитие личности ребенка, вводит понятия «ниша» и «стихия». Если под нишей понимается «определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности», то педагогический смысл явления «стихия» состоит во власти над детьми. В контексте формирования отношения ребенка к культурным ценностям это может вылиться во влияние культуры, псевдо (или поп-) культуры и даже отсутствие культурных норм и ценностей в среде обитания детей. Возникает задача – создание такой системы воспитания, которая позволила бы регулировать стихийные воздействия среды и создать нишу культурного развития детей [2].

Безусловно, этот процесс оказывается возможным при учете современных реалий детства: экономических, связанных с имущественным расслоением детей как следствием имущественного расслоения общества; политических, указывающих на нестабильность в политике и приводящих к существованию в детской среде неуверенности в будущем, отсутствию политико-экономических ориентиров; социальных и культурных, порождающих часто засилье молодежной массовой поп-культуры и подмену истинных ценностей.

Данная идея выступила руководством к проектированию содержания деятельности аниматора в целях педагогизации досуговой среды центра семейного отдыха. В процессе реальной практики было установлено, что эффективность педагогизации среды зависит от целого комплекса социально-педагогических условий: целостности и системности воспитательного процесса, включающего содержательный и процессуальный компоненты; учета индивидуальных и возрастных потребностей детей; проектирования и внедрения воспитывающих ситуаций, способствующих творческой самореализации ребенка.

Реальная деятельность детского аниматора состоит из проектирования и внедрения комплекса игровых задач, которые по отношению к педагогическим носят инструментальный характер. Так, день детского аниматора начинался с тематической зарядки, включающей не только активные движения и игры, но и получение новой информации, обретение умений деятельности и жизненного опыта. Анимация на пляже – это игры и мероприятия, направленные на развитие моторики, логики детей, пополнение знаний и умений, а также развитие способности к рефлексии. Большая игра – одна из любимых анимаций детей и взрослых. Ее задача – сплочение всей семьи. Игра способствует гуманизации отношений детей и их родителей. Вечерняя программа сопровождается тематической дискотекой, включающей в себя линейные танцы, конкурсы, игры на развитие мышления, памяти, развитие реакции.

Вследствие этого актуализируется еще одна проблема – кто должен и может работать аниматором? Нужна ли специальная педагогическая подготовка для работы в качестве детского аниматора? Опыт показывает, что важна располагающая внешность, доброжелательность, позитивное отношение к действительности, владение коммуникативной компетенцией, гибкость в установлении контактов с детьми, мобильность. Кроме того, аниматор должен уметь хорошо двигаться, плавать, играть в популярные спортивные игры, понимать и любить детей.

Суть педагогизации заключается в создании культурной среды, конкретного, данного каждому ребенку социального партнерства, посредством которого он включается в культурные связи общества, приобретая первый опыт самостоятельной культурной деятельности. Все это обеспечивает эффективность специфической деятельности воспитателя-аниматора и способствует педагогизации досуговой среды развлекательного центра семейного отдыха.

Литература

  • Заец Сергей Григорьевич. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума / С.Г. Заец : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Калуга, 2002.
  • Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / В.А. Караковский. – М.: Пед. общество России, 1999.
  • 3.     Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 


Дата публикации: 05.10.2015
Автор:
Саитгариева Люция Ринатовна, учитель английского языка, Образовательное частное учреждение "Школа "Новое образование". Опубликовал: Ляля
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar