Просмотров: 1139  |  Загрузок: 39  
Оцените: 0.0/0
скачать

(Звучит запись песни А.Розенбаума «А может, не было войны?)

Ведущий:

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

(Звучит мелодия Кэтлби «В монастырском саду»)

Ведущий:

Лето1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились травы на лугах. Ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположились шумные пионерские лагеря.

(Начинает звучать «Эпизод нашествия» из Симфонии №7 Д.Шостаковича. Постепенно звук становится тише.)

Выходят трое чтецов.

1 чтец:

Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово! Ребятишек, как будто ничего не случилось, посадят в автобусы, и начнется их длинный путь на восток, путь из детства, оборванного войной.

2 чтец:

А в ту ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко-близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, в лагерях, находятся тысячи детей? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло, но точно известно — многие сотни...

3 чтец:

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Выходят ещё двое чтецов.

4 чтец:

Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненные. И они потом всю жизнь будут благословлять вагон с запахом лекарств и окровавленных бинтов... «Живите!» - слова умирающего солдата, обращенные к детям. «Живите!» - напутствие.

Но им, детям «сороковых, пороховых», предстояло не просто жить. Им, детям, предстояло бороться с врагами не на жизнь, а на смерть.

5 чтец:

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе деттво и война.

(Опять громко звучит «Эпизод нашествия». Все чтецы уходят)

Ведущий:

Утром 22 июня 1941 года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетенными косичками и её кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Выходят два чтеца.

6 чтец:

У войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

7 чтец:

«Война застала нашу семью, семью военного врача под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фро нт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...»

Чтецы уходят.

Ведущий:

Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья и сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей... . Они не щанали. Как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрось и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила иозолистых рук были в едином порыве, принесшем Победу.

(Исполняется песня Ю.Чичкова «Отзовитесь, герои!»)

8 чтец:

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки,достойные поэм.

(Звучит запись звона колоколов)

Ведущий:

Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом. И страхом.

9 чтец:

Женя Баковец — белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!». Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орлёнок».

(Звучит запись песни «Орлёнок». Зажигаются свечи.)

10 чтец:

По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили её. Поэт А.Сурков посвятил Люсе стихотворение

Белая березонька у хаты

Наклонила ветви до земли.

Мимо хаты пьяные солдаты

Юную разведчицу вели.

 

Больно тело девичье томили,

И огнём пытали, и водой.

Никакие муки ен сломили

Верность партизанки молодой.

Выходят трое чтецов.

11 чтец:

О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина. Четверо суток пытали юного партизанского разведчика фашисты, требуяпоказать тропинку в отряд. Долго водил их Миша по лесу, пока не привёл к их же казармам. Юного героя расстреляли...

12 чтец:

Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал обезвреживать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.

13 чтец:

Лёня Голиков. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

14 чтец:

Марат Казей. Погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицын в Белоруссии.

15 чтец:

Валя Котик. Погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

16 чтец:

Володя Дубинин. Погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.

17 чтец:

Зина Портнова. Расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

18 чтец:

Я видел седых детей...

Не белобрысых, не русых.

На стыках военных путей,

В болотах лесов белорусских...

Я видел седых детей.

Пресней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик -

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце,комбриг

Не допросил «языка» .

Сказал по-русски:

«Взгляни».

Тот понял и посмотрел..

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

(Звучат удары колокола. Уходят все. Выходит следующий чтец.)

19 чтец:

В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные карктелями в сарай старики, женщины, дети.

(Опять звучит погребальный звон колокола. Выходит ещё один чтец.)

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не сиолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, как голоса

Тех,

Что ушли в огне и дыме

За небеса.

( Удары колокола не смолкают. Выходит чтец.)

20 чтец:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

(Звучит запись песни «Хатынь». Все чтецы уходят.)

(Громкий стук метронома призывает к вниманию!)

21 чтец:

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

(Чтец уходит)

Ведущий:

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

«Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч.

22 чтец:

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

23 чтец:

Девчонка руку протянула

И головой — на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

24 чтец:

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На Пискарёвских плитах нет имён,

На Пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый... Год сорок второй...

Полгорода лежат в земле сырой.

(Все чтецы уходят. Начинает звучать мелодия Т.Альбинони «Адажио»)

Ведущий:

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

(Выходят двое.)

25 чтец:

Пятьдесят четыре тяжелобольных ребёнка, находившиеся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

26 чтец:

Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

(Вновь звучит музыка «Адажио». Уходят.)

Ведущий:

Самые обездоленные дети войны — малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку — у них отняли Родину и свободу.

Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.

(Выходят двое.)

27 чтец:

В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила я чудом...

28 чтец:

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод,страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи...

(Оба чтеца уходят. Звучит запись песни «Саласпилс».)

Ведущий:

Во время Второй мировой войны всего в мире погибло более 13-ти миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских,польских, французских? Погибали дети — граждане Мира!

(Исполняется песня «Дети войны»)

29 чтец:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте,люди, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:

На земле самый лучший народ — дети. Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее?

30 чтец:

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешеих детей,

И наших внуков внуки!

Ведущий:

Проходит время,годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...

31 чтец:

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей -

Земле достаточно убитых.

(Начинает звучать музыка Иоганна Баха «Мелодия на струне соль».Выходят все участники с цветами в руках и склоняют головы.)

Ведущий:

Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками? И чтобы детство никогда больше не называлось войной!

(Все участники по очереди возлагают цветы и уходят со сцены. Последним уходит Ведущий.Он же и гасит свечи. Всё это время продолжает звучать музыка Баха).

Рекомендации по проведению мероприятия

1. В этой композиции очень важную роль играет музыка: она не только помогает создать образ, но по своей сути является одним из действующих лиц. Поэтому весь музыкальный материал подбирался с особой тщательностью. Разумеется, при огромном многообразии музыки, постановщик имеет полное право менять музыку по своему усмотрению, например, вместо «Мелодии на струне соль» Баха вполне подойдут «Грёзы» Шумана.

2. Количество чтецов тоже может быть разным. Мне, как автору-составителю этой композиции, показалось важным задействовать большое число участников, чтобы как можно больше детей прикоснулись к этой самой трагической странице нашей истории. Одно несомненно: роль Ведущего должна быть поручена взрослому человеку. Он постоянно присутствует на сцене, в то время как другие чтецы сменяют друг друга.

3. Оформление сцены, или другого места, где будет проходить мероприятие,зависит от фантазии постановщика и наличия необходимого реквизита.

В нашем случае сценография выглядела так: в центре сцены установлен макет пограничного столба, опутанный колючей проволокой. На ней свисает обожженный пионерский галстук, а с другой стороны, чуть ниже- растрепанная кукла. Если есть возможность, хорошо бы сделать подсветку: с двух сторон направленные лучи красных прожекторов. На одном краю сцены стоит маленький столик со свечами. Их потом зажгут.

В самом конце предствления к этому столику все участники принесут цветы и возложат их. По возможности, можно дать и видеоряд в виде слайдов или фотографий.

Аудиоматериалы

  • А.Розенбаум «А может, не было войны»;
  • Кэтлби «В монастырском саду»;
  • Д.Шостакович Симфония №7- «Эпизод нашествия»;
  • Я.Шведов «Орленок»;
  • И.Лученок «Хатынь»;
  • Т.Альбинони «Адажио»;
  • Песня «Саласпилс»;
  • И.Бах «Мелодия на струне соль»;
  • колокольный звон ( набат и погребальный звон);
  • стук метронома.


Дата публикации: 08.08.2015
Автор:
Филяева Елена Викторовна, учитель музыки, ГБСУВУ Каширская специальная общеобразовательная школа. Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar