Просмотров: 644  |  Загрузок: 12  
Оцените: 0.0/0
скачать

Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, ребенок становиться частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Сложный процесс социализации, предполагает решение 3 главных проблем в обучении и воспитании ребенка:

  1.   Развитие  его личности и межличностного общения.
  2. Подготовку к самостоятельной жизни.
  3. Профессиональную подготовку.

Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся  в нормальной полноценной семье, а тем более в условиях материнской депривации (в интернатных учреждениях, неблагополучных семьях). Основной задачей работы любого детского центра является социализация воспитанников, их интеграция в современное общество. Слово общество произошло от латинского «societas»,  означающего «товарищ», «друг», «приятель».

Особенностями усвоения социально-культурных ценностей детьми, имеющими проблемы в развитии является наличие проблем воспитания:

  • Проблемы социального характера, вытекающие из социального статуса ребенка-сироты. Социальную поддержку и защиту дети-сироты имеют от педагогов, воспитателей, администрации.
  • Проблемы медицинского характера обусловлены отклонениями  в состоянии здоровья детей-сирот.
  • Проблемы психологического характера определяются недостатком родительской ласки и любви, что становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского центра.
    Наиболее значимым взрослым для ребенка является мать. Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство. Прекращение эмоционального воздействия  с матерью порождает первичную тревогу. Основным переживанием таких детей  является кажущаяся враждебность мира по отношению к нему. Тип личности, формирующийся в условиях материнской депривации, называют безэмоциональным. Такой ребенок отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со  сверстниками, так исо взрослыми.
    Нарушением эмоциональных контактов приводит к развитию низкой самооценки, чувству неполноценности.
  • Проблемыпедагогического характера связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот.

Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый

положительный образ «Я», ориентируется на признание в своей сфере через физическую
силу, агрессию и асоциальные формы поведения. Исследования А. Леонтьева показали, что дети с проблемами в развитии не испытывают чувства неудовлетворенности от невыполнения моральных норм. Этот дефект устраняется воспитанием. Работа педагогов и администрации детского центра предполагает несколько путей социально культурного развития детей сирот:

  • Социальная, медицинская и психологическая помощь;
  • Активное включение детей в работу  дополнительного образования. Это обогащает их  эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах. Хорошо если ребенок посещает не один кружок, а 2-3, в которых взаимодействует с  разными группами детей.
  • Детей посещают родители, друзья, знакомые. Детский центр  в дни праздников становится культурнообразующим центром. Такая ситуация благоприятна для детей-сирот в плане коммуникативных отношений и вплане эмоционального развития. У детей формируется чувство «хозяина», а не «гостя», чувство собственного достоинства и желание показать себя и свой детский центр с самой лучшей стороны.
  • Посещение детьми  музеев, театров, выставок, участие в городских конкурсах, фестивалях обогащает их социально-культурное развитие.
  • Ежедневная плановая работа воспитателей направлена на соуиально-эмоциональное развитие детей, на замещение роли родителей.
  • Дети проживающие в детском центре, посещают школу, соответствующую уровню их развития.

Указанные направления  работы способствуют социализации ребенка-сироты, гармонизации его отношений с окружающей средой.



Дата публикации: 30.06.2015
Автор:
Сахарова Лидия Ивановна, Воспитатель, Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №11 Фрунзенского района. Опубликовал: Менеджер
Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить свой комментарий о материале:
avatar